За атом ответят 13 компаний


К четвергу пять стран – членов Совбеза ООН согласовали текст проекта новой резолюции по иранскому ядерному досье. Вчера же проект был распространен среди всех 15 членов СБ, и начались консультации за закрытыми дверями. По словам верховного представителя Европейского союза по единой внешней политике Хавьера Соланы, проект призывает Иран без промедления выполнить требования предыдущей резолюции № 1737, главное из которых – приостановка обогащения урана, и отводит Тегерану 60 дней на исполнение требований СБ ООН.

21 февраля МАГАТЭ представило доклад, из которого следовало, что Иран не приостановил работ по обогащению урана, но и признаков работы над военным ядерным проектом инспекторам ООН обнаружить не удалось. Проект новой резолюции, подтвердил “Ведомостям” осведомленный источник в ООН, по-прежнему не содержит ограничений на сотрудничество в области мирного атома или на импорт в Иран обычных видов вооружений, однако вводит полный запрет на экспорт обычного вооружения из Ирана. Он предусматривает замораживание всех активов 10 государственных иранских компаний и трех компаний, находящихся в управлении корпуса “Стражей исламской революции”, которые причастны к разработке ядерных программ или созданию баллистических ракет. Санкции предлагается ввести и против 15 физических лиц: восьми высокопоставленных руководителей госкомпаний, а также семи ключевых фигур в корпусе “Стражей исламской революции”, сообщает “РИА Новости”.

Эксперты полагают, что на данном этапе санкции, предусмотренные новой резолюцией, не будут болезненными для экономики Ирана. “Вряд ли эти санкции окажутся настолько сильными, что вынудят Тегеран уступить по такой важной для них политической позиции”, – убежден Тед Карпентер, вице-президент вашингтонского аналитического центра CATO. Однако еще в августе 2006 г. вице-президент вашингтонского American Enterprise Institute Даниэла Плетка рассказала “Ведомостям”, что на случай, если Тегеран не уступит политическому давлению мирового сообщества, предусматривается вариант и более жестких санкций: запрет на международное сотрудничество в области мирного атома и на поставки в Иран обычных видов вооружения.

Пока же политики рассчитывают воздействовать на Тегеран, наращивая политическое давление. В минувший понедельник американские демократы отказались от своего требования к президенту США не принимать решительных мер к Ирану, не заручившись согласием конгресса. В тот же день источник в Кремле заявил, что “России не нужен Иран с ядерной бомбой или потенциалом ее создания” и на хорошем отношении Москвы Иран вечно играть не может. Иранские переговорщики в разговорах с Москвой соглашаются на компромиссы, но где-то в иранском руководстве процесс стопорится, объясняет президент российского аналитического ПИР-центра Владимир Орлов, что вызывает накапливающуюся досаду. И потому Россия готова согласиться с ужесточением санкций, резюмирует эксперт.