Новый смотрящий


О планах Зубкова покинуть пост по собственному желанию “Интерфаксу” вчера рассказал источник в Минфине. А вскоре член президиума генсовета “Единой России” (ЕР) Сергей Попов сообщил агентству, что генсовет согласился с предложением омских депутатов и рекомендовал Зубкова к избранию членом Совета Федерации от Омской области. Кандидатура Зубкова обсуждалась на бюро высшего совета партии, его представлял вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, рассказал “Ведомостям” Вячеслав Володин, член президиума генсовета. “Он профессионал в известных областях, его опыт пригодится в законодательной работе”, – добавил другой член президиума Валерий Рязанский.

В Росфинмониторинге от комментариев отказались, связаться с Зубковым не удалось.

Его преемником, скорее всего, станет Олег Марков. Вчера он был назначен заместителем Зубкова, об отставке которого официально пока не объявлено. После нее Марков должен пересесть в кресло Зубкова, говорит источник, близкий к администрации президента.

Марков – давний соратник президента Владимира Путина. Он работал в комитете по внешним связям мэрии Петербурга (в нем трудился предправления “Газпрома” Алексей Миллер, а первый вице-премьер Дмитрий Медведев и замруководителя администрации Игорь Сечин были внештатными консультантами руководителя комитета). Он появился в комитете сразу вслед за Путиным, их связывали дружеские отношения, вспоминает бывший сотрудник Смольного, Марков был очень предан начальнику. В 1996 г. он, как и Путин, покинул мэрию, а в последние годы трудился первый замруководителя президентского протокола. “Это не формальная должность, – подчеркивает политолог Алексей Макаркин, – чиновник на этой позиции должен быть крайне близок к президенту. Он, в частности, определяет, кто где сидит и кто за кем выступает”.

Впрочем, и Зубков работал с Путиным в мэрии Петербурга. Он государев человек, отмечает Макаркин: до прихода в Росфинмониторинг руководил питерскими единороссами, а еще раньше был первым заместителем Путина в комитете по внешним связям питерской мэрии.

Тем неожиданнее оказалась отставка Зубкова. Например, член президиума генсовета ЕР Владислав Резник ничего не знает о якобы выданной рекомендации избрать Зубкова сенатором.

Уход Зубкова можно объяснять достижением им 65 лет, полагает источник “Интерфакса” в Минфине. После этого закон обязывает чиновников покидать госслужбу. Исключение сделано лишь для президента, премьера, министров, депутатов, сенаторов и судей. Остальным, включая руководителей федеральных агентств, даже не надо писать заявление об отставке, отмечает специалист по госуправлению Павел Кудюкин: “Увольнение наступает автоматически”.

Но Зубков достиг пенсионного возраста полгода назад. И в отставку, по сведениям члена банковского комитета Госдумы Павла Медведева, не собирался: “Утром во вторник он был весел и не выглядел напряженным”. Возраст не сказывался на работе Зубкова, говорит Резник.

В Росфинмониторинг стекается информация обо всех крупных или нестандартных сделках от банков, страховщиков, брокеров, риэлторов, казино и ломбардов – примерно 25 000 сообщений в день. Из них служба должна выудить “удивительно если пять подозрительных операций”, отмечает Медведев. Затем она передает сведения о сомнительных операциях в Центробанк или Росстрахнадзор, которые и разбираются с ними.

Поэтому недовольных деятельностью Росфинмониторинга не было ни среди банкиров, ни среди чиновников, утверждают Резник и Медведев. Работать с ним было приятно и комфортно, говорит президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Замена руководителя обязательно приведет к изменениям в работе службы, полагают банкиры, но радикальных перемен не будет. Хочется больше обратной связи, чтобы эффективность службы измерялась не количеством сообщений и массивами накопленной информации, говорит Ольга Прокофьева, советник президента Связь-банка.

Зубков создал Росфинмониторинг. Он быстро добился исключения страны из черного списка FATF – международной организации по борьбе с отмыванием денег, напоминает Медведев. А затем в краткие сроки добился принятия России в FATF.

Зато летом 2004 г. Зубков спровоцировал банковский кризис, заявив, что его ведомство следит за несколькими банками и некоторые из них могут лишиться лицензий. Вскоре на рынке появились черные списки, банки перестали давать друг другу в долг, а люди – забирать вклады.

(В подготовке материала принимали участие Андрей Панов, Александр Серебряков, Василий Кудинов, Елена Руднева, Анатолий Темкин, Елена Рагозина, Екатерина Дербилова.)