КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Иллюзия выбора


Гендиректор BP Джон Браун собирается в Кремль. Он хотел бы познакомить российского президента Владимира Путина со своим преемником – Тони Хейвордом. Хорошие отношения с главой государства были бы полезны британской компании, ведь перед ее бизнесом в России замаячила угроза.

Главный актив BP в России – половина ТНК-BP (еще 50% – у консорциума “Альфа-групп”, Access Industries и “Реновы”). Эффективная частная компания приглянулась “Газпрому”, который принялся за развитие нефтяного бизнеса. Первым его приобретением стала “Сибнефть”, купленная у структур Романа Абрамовича. А теперь “Газпром” хотел бы получить контроль и над ТНК-BP, признавал еще в прошлом году бывший зампред правления концерна Александр Рязанов. Нынешние владельцы ТНК-BP продавать не хотят (для российских акционеров это выгодный бизнес, а для BP – еще и возможность консолидировать запасы “дочки”). Но это не значит, что они свободны в выборе решения, выходить им из бизнеса или нет.

Как показывает практика, если крупной госкорпорации (не обязательно “Газпрому”) приглянулся какой-либо актив, она его получает. Каким способом – зависит от сговорчивости владельца. Те, кто делиться своим имуществом не хочет, отправляются в Краснокаменск или в лучшем случае в добровольное изгнание подальше от родины. Но есть более осторожные и прагматичные инвесторы. Они считают, что лучше потерять часть, чем лишиться всего.

Shell очень не хотела отдавать “Газпрому” контроль над проектом “Сахалин-2”. У компании низкий коэффициент замещения запасов, т. е. соотношение приращенных запасов к добыче (в 2005 г. – 78%, тогда как у ExxonMobil – 112%). Ей нужны новые активы, а вместо этого пришлось отказываться от имевшихся. Покладистость была вознаграждена: все акционеры “Сахалина-2” сократили доли вдвое, за что получили от “Газпрома” $7,45 млрд. А от проекта тут же отстали проверяющие чиновники, еще за неделю до объявления сделки поставившие было на “Сахалине-2” крест. Отдал половину “Нортгаза” “Газпрому” и некогда его единственный владелец Фархад Ахмедов.

BP, как и Shell, относится к прагматичным инвесторам. “Нормальные в России условия. Люди в Нигерии работают, а там еще и убивают”, – признавался мне один из руководителей британской компании. Это значит, что BP наверняка пойдет на сделку с “Газпромом”, если ее поставят в безвыходное положение. Вопрос только в том, чем можно припугнуть одну из крупнейших корпораций мира.