Спрашивать можно


Вчера Конституционный суд огласил решение по жалобе коммунистов Владимира Лакеева, Владимира Соловьева и Владимира Уласа на закон “О референдуме”, который, по мнению заявителей, фактически лишил граждан права решать жизненно важные для страны вопросы всенародным голосованием. Нет ни одного вопроса, решение которого возможно без хотя бы минимальных госрасходов, доказывал представитель КПРФ Вадим Соловьев. Органы исполнительной власти также являются выразителями воли народа, объяснял представитель Совета Федерации в КС Юрий Шарандин, и они должны быть свободны в методах ведения хозяйства.

В итоге КС оставил в силе практически все спорные положения закона, но дал им собственное толкование. Пересматривать уже сверстанный бюджет нельзя, однако закон не предполагает запрета на вопросы, ответы на которые могут повлечь изменения расходных обязательств в будущем, говорится в постановлении. Контроль общества за расходами органов власти – важнейший инструмент, от него нельзя отказываться, подчеркивает судья КС Борис Эбзеев. Но одновременно суд предложил законодателю “конкретизировать” порядок и условия вынесения подобных вопросов на референдум таким образом, чтобы гарантировать сбалансированность бюджета.

Это оговорка делает победу коммунистов условной, уверен политолог Дмитрий Орешкин. Но сами заявители считают, что КС открыл им дорогу к референдуму. “Суд подтвердил, что Центризбирком был не прав”, – заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Сразу после президентских выборов 2008 г. коммунисты повторят попытку инициировать референдум, обещает Зюганов.

Единственное положение закона “О референдуме”, которое КС признал неконституционным, – это механизм проверки решений ЦИК. Подтверждать их теперь будет не Верховный, а Конституционный суд. Возникающие здесь юридические споры являются конституционными по своей природе, заявил КС и предписал внести поправки в закон “О референдуме”.

Это не означает, что завтра любое отрицательное заключение ЦИК можно будет оспорить в КС, уверен представитель президента в суде Михаил Кротов, пока закон такой процедуры не предусматривает. По мнению Кротова, такое решение – следствие конкуренции между высшими судами и КС просто пытается расширить свою компетенцию. В преддверии переезда в Санкт-Петербург КС старается повысить собственный статус, переключив на себя споры по референдуму, резюмирует Орешкин.