Теплое местечко
“Утконос” оказался единственным ритейлером, который слышал об этом проекте, другие торговые сети узнали о нем от корреспондента “Ведомостей”. “О таком конкурсе слышу впервые, но если он будет, X5 Retail Group обязательно примет в нем участие”, – отметил главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. Перспектива разместить магазины в ЦТП понравилась и руководителям сетей “магазинов у дома” “АБК” и “Дейли” Леониду Новосельскому и Евгению Лукьяненко. Но о возможности стать оператором этого проекта и конкурсе они также ничего не знают. Председатель совета директоров “Утконоса” Алексей Грицай хоть и осведомлен о проекте московских властей, сопричастность “Утконоса” к этому проекту опровергает и говорит, что условия конкурса ему неизвестны.
Об идее передачи центральных тепловых пунктов (ЦТП) в управление розничным сетям руководитель департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков впервые сообщил в октябре прошлого года. Тогда это подавалось как дополнительная мера по развитию столичного проекта социальных магазинов шаговой доступности. Чиновник рассуждал, что современное оборудование для теплосетей можно разместить на площади 30–40 кв. м, тогда как сейчас тепловые пункты занимают в среднем 120–180 кв. м. После реконструкции свободную площадь вполне можно использовать под магазин, а если надстроить второй этаж, то наверху можно разместить пункты бытового обслуживания. Теперь этот замысел обрел реальные перспективы. Вчера Александр Ремезов, замгендиректора ОАО “МУЭК по ОАО “МОЭК” – муниципального ведомства, которому подконтрольны ЦТП, заявил, что проект передачи этих пунктов под магазины одобрен мэрией и советом директоров МОЭК. По его словам, всего в Москве 8250 таких объектов, под магазины подходят около 2000, из них передать в управление инвестору МОЭК уже в этом году готова 147 объектов в Западном округе. Энергетики получили соответствующее одобрение от префекта округа Юрия Алпатова, и “уже готовы архитектурные проработки этого проекта”. Инвестор-оператор, который будет реконструировать ЦТП, определится в течение месяца по итогам конкурса, добавил Ремезов.
Пресс-секретарь МОЭК Райфа Биткова уточнила, что победитель тендера получит помещения в безвозмездное пользование в обмен на полную реконструкцию. Как и Малышков, Ремезов упомянул, что оптимальным оператором проекта стала бы сеть, работающая по технологиям компании “Утконос”, – небольшое торговое помещение с терминалом, по которому можно заказать продукты с доставкой на дом. Источник “Ведомостей”, знакомый с проектом, говорит, что “Утконос” и есть пока единственный наиболее вероятный кандидат на эти помещения.
“Нельзя однозначно сказать, что этот проект выгоден ритейлерам: еще неизвестно, сколько придется потратить на реконструкцию теплосетей – скорее всего, среди этих 147 точек далеко не все подойдут под магазины, некоторые будут расположены просто в неудобных местах. Если при этом на модернизацию каждого квадратного метра придется потратить $3000–5000, то это заведомо невыгодное дело”, – рассуждает Грицай. Пресс-секретарь МОЭК заверила, что “Утконос” приведен как пример наиболее оптимального арендатора – даже возможных кандидатов на эти площади она отказалась назвать.