Аномалия “Волга-Днепра”


Завтра состоится внеочередное собрание акционеров “Волга-Днепра”. Главный вопрос повестки дня – преобразование авиакомпании из ЗАО в ООО, говорится в тексте бюллетеня для голосования, разосланного акционерам (копия имеется у “Ведомостей”). Как оказалось, в преддверии собрания “ЛПХ-Холдинг” и близкая к нему Megal Securities Limited утратили блокирующий пакет акций компании. Как говорится в реестре акционеров, датированном 11 октября 2006 г. (копия имеется у “Ведомостей”), первой принадлежало 18,7% акций, второй – 13,5%. Но в бюллетене для голосования значится, что “ЛПХ-Холдинг” принадлежит 8,45% акций, Megal Securities – 9,43%. Таким образом, пакет обеих компаний уменьшился на 14,3% – с 32,2% до 17,9%. Зато в перечне акционеров, указанных в бюллетене, появился новичок – Фонд госимущества Украины (ФГИ) с пакетом 14,8%.

От официальных комментариев Сергей Недорослев, представитель группы “Регион” Александр Пташкин и менеджеры “Волга-Днепра” отказались. Источник, знакомый с позицией Недорослева, утверждает, что предпринимателя этот конфликт не касается. По его словам, основным акционером “ЛПХ-Холдинга” являются совладельцы “Региона”.

Но источник в авиакомпании сказал “Ведомостям”, что менеджерам известно об изменениях в структуре акционеров. Назвать пакет ФГИ он отказался. Сотрудник ФГИ Украины сказал “Ведомостям”, что в его ведомство действительно неделю назад пришло приглашение поучаствовать в завтрашнем собрании акционеров. Чиновники фонда были изрядно удивлены, говорит он, поэтому ФГИ направил специальный запрос в “Волга-Днепр” (авиакомпания сама ведет свой реестр). Ответ на него пока не получен, говорит собеседник “Ведомостей”. Только при получении письма, подтверждающего включение в реестр акционеров, ФГИ намерен голосовать на собрании. Менеджер “Волга-Днепра” утверждает, что положительный ответ уже отправлен почтой украинским чиновникам.

ФГИ уже владел акциями “Волга-Днепра”. В ноябре 1998 г. он получил 15,08% акций авиакомпании в результате акционирования производственного объединения “Мотор-Сич”, которое было соучредителем “Волга-Днепра”. Но в апреле 2000 г., как сообщал “Прайм-ТАСС”, ФГИ продал 10% акций авиакомпании группе “Каскол”. Еще 6% акций “Каскол” тогда приобрел у российских физических и юридических лиц. Сотрудник ФГИ заявил “Ведомостям”, что 15%-ный пакет был продан в 2001 г. напрямую некоему акционеру “Волга-Днепра”. Имя покупателя он не назвал. Но сразу после сделки, продолжает чиновник, некое физлицо направило иск в Ворошиловский районный суд Донецка с требованием признать ее незаконной. В ноябре 2006 г. суд постановил вернуть акции фонду. Это решение подтвердил арбитражный суд Ульяновской области, куда, по информации ФГИ, тоже обратился истец. После этого произошло списание акций. Кто был ответчиком и доводы истца чиновнику неизвестны. Источник, близкий к “Волга-Днепру”, подтвердил эти сведения, отказавшись назвать имя истца.

Менеджмент “Волга-Днепра” давно конфликтует с партнерами по авиакомпании. Недорослев даже добивался отставки президента авиакомпании Алексея Исайкина, но безрезультатно. А в конце 2005 г., когда “Каскол” решил продать 49,8%-ный пакет “Волга-Днепра” совладельцам “Региона”, выяснилось, что 16% из этой доли были проданы ООО “Волга-Днепр-Москва”, подконтрольному менеджменту авиакомпании. “Каскол” оспорил эту сделку в суде. Но проиграл уже в трех инстанциях и теперь может отстаивать правоту лишь в Высшем арбитражном суде. Летом прошлого года “ЛПХ-Холдинг” отказался голосовать за кандидатов в совет директоров, объясняя это претензиями к оформлению бюллетеней. В результате в совет прошли только менеджеры авиакомпании.

Источник в “Волга-Днепре” не стал пояснять, зачем менеджменту понадобилось перерегистрировать авиакомпанию из ЗАО в ООО. Он лишь отметил, что это позволит перевести в “новую плоскость” взаимоотношения между совладельцами “Волга-Днепра”. Такой шаг позволяет укрепить иммунитет от возможных корпоративных войн, соглашается партнер адвокатского бюро “Вегас-Лекс” Альберт Еганян.