Замахнулись на “Роснефть”

М. Стулов

Распродажа активов ЮКОСа начнется с 9,44% акций “Роснефти”. 27 марта эти бумаги вместе с векселями “Юганскнефтегаза” будут выставлены на аукцион. Стартовая цена лота – 195,5 млрд руб. ($7,5 млрд). До сих пор единственным претендентом на лот была “Роснефть”. Несколько дней назад ее “внучка” – ООО “РН-Развитие” – обратилась в Федеральную антимонопольную службу за разрешением на покупку 9,44% акций госкомпании и подписала договор о задатке (его сумма – 39 млрд руб.) с конкурсным управляющим ЮКОСа Эдуардом Ребгуном.

Вчера у “Роснефти” появился серьезный конкурент – “дочка” ТНК-ВР “Самотлорнефтегаз”. Эта компания подписала с Ребгуном договор о задатке, чтобы побороться во вторник за акции “Роснефти”, рассказал “Ведомостям” источник, близкий к конкурсному управляющему ЮКОСа. “Я действительно подписал договор о задатке еще с одним претендентом на 9,44% акций “Роснефти”, – подтверждает Ребгун, но назвать его категорически отказывается. “Если задаток будет внесен, то аукцион состоится, так как уже есть два участника”, – подытожил управляющий.

“Самотлорнефтегаз” будет участвовать в торгах по акциям “Роснефти”, подтвердил “Ведомостям” пресс-секретарь ТНК-ВР Александр Шадрин. По его словам, так решили мажоритарные акционеры компании – ВР и “Альфа-групп”. Приобретение миноритарного пакета “Роснефти” будет способствовать развитию стратегических отношений между компаниями, ускорит ход совместных крупных проектов и создаст новые возможности для сотрудничества, объяснил он.

“Самотлорнефтегазу” в отличие от публичной компании “ТНК-BP Холдинг” не составит труда провести через корпоративные процедуры свое участие в аукционе, уточнил другой сотрудник ТНК-BP. Такая сделка должна быть одобрена собранием акционеров “Самотлорнефтегаза” (как сделка стоимостью более $5 млн). Все корпоративные процедуры были соблюдены, говорит сотрудник ТНК-BP.

ТНК-ВР сочла стартовую цену пакета приемлемой с учетом того, что ВР уже приобрела акции “Роснефти” в ходе IPO [1,25%], покупка еще 9,44% акций может стать хорошей портфельной инвестицией, объяснил “Ведомостям” источник, близкий к руководству ТНК-ВР. По его словам, стратегических целей в отношении акций “Роснефти” у ТНК-ВР нет, покупка имеет финансовый смысл: акции можно перепродать.

Шадрин добавляет, что участие в аукционе не является частью какой-либо схемы, касающейся структуры собственности ТНК-ВР. По его словам, покупка будет профинансирована из трех источников: часть сделки профинансируют мажоритарные акционеры – ВР и “Альфа-групп”, еще часть компания получит за счет внутренних резервов, а третья – кредиты. ТНК-BP провела четыре выпуска среднесрочных еврооблигаций в рамках программы Euro Medium Term Note на общую сумму $2,8 млрд (общая сумма программы, запущенной летом 2005 г., – $5 млрд). За девять месяцев 2006 г. cash flow ТНК-ВР составлял $3,44 млрд.

Дивиденды “ТНК-ВР Холдинга” за 2005 г. составили $4,9 млрд, а в ноябре прошлого года акционеры утвердили еще и промежуточные дивиденды за девять месяцев 2006 г. на $3,6 млрд. Более $2 млрд приходится на “Альфа-групп”.

Для пресс-секретаря “Роснефти” Николая Манвелова появление конкурента в лице ТНК-ВР стало неожиданностью. “Мы намерены победить”, – предупреждает он. До какой планки ТНК-ВР готова торговаться, Шадрин не говорит. “Роснефть” может потратить на собственные акции и векселя “Юганскнефтегаза” до $9 млрд. Под поручительство госкомпании “РН-Развитие” уже подписала договор с банками о привлечении такой суммы на участие в торгах.

Аналитик Deutsche UFG Ольга Даниленко и руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский сомневаются в победе ТНК-ВР. Пакет “Роснефти” вкупе с уже принадлежащими ВР акциями госкомпании мог бы дать место в совете директоров, но не возможность участвовать в оперативном управлении компанией, напоминает Дашевский. По мнению Даниленко, компания могла пойти на торги, чтобы там было больше одного участника и они состоялись, а у миноритариев ЮКОСа стало меньше шансов оспорить итоги аукциона на Западе. Но источник, близкий к руководству ТНК-ВР, отвергает эти предположения: “Компании незачем имитировать аукцион, и с такой просьбой к ней никто не обращался”. “ТНК-ВР – реальный претендент на акции “Роснефти”, а не подставное лицо”, – уверен источник, близкий к “Роснефти”. Цена, по которой выставлены акции “Роснефти”, на 10% ниже рыночной и неудивительно, что на актив есть претенденты, заключает он.

Как бы там ни было, ТНК-ВР вряд ли пошла бы на такую сделку на свой страх и риск, не посоветовавшись на самом высоком уровне, считают оба эксперта. Они уверены, что эта тема будет обсуждаться сегодня на встрече гендиректора ТНК-ВР Джона Брауна с президентом Владимиром Путиным. Шадрин утверждает, что решение участвовать в аукционе никак не связано с этой встречей, а визит к президенту был запланирован до того, как компания решила пойти на торги.