20 вакансий на одно место


За первый месяц рекрутинговой кампании, которая началась в начале февраля, Toyota получила около 10 000 резюме от желающих работать на конвейере петербургского предприятия, рассказывает вице-президент Toyota Motor Manufacturing Russia (TMMR) Ичиро Чиба. Заводу к маю необходимо отобрать всего 450 человек, но в компании ожидают, что до окончания срока приема заявок в апреле наберется до 20 000 претендентов. “Нам есть из кого выбрать”, – говорит Чиба.

На первом этапе в компании будет работать около 600 человек. Первые 70 рабочих уже наняты в прошлом году, и Toyota отправила их на обучение на японские и европейские заводы корпорации. После того как к середине года в уже построенных цехах в Шушарах будет смонтировано основное технологическое оборудование, вернувшиеся из-за границы обученные рабочие начнут передавать свои знания неопытным коллегам, говорит Чиба. Первая партия Toyota Camry, предназначенных для продажи, сойдет с конвейера в конце декабря этого года, говорит менеджер.

В прошлом году свой офис открыл в Петербурге и Nissan, завод которого должен заработать на год позже, чем Toyota. Прием на работу уже начался, компания набирает специалистов на инженерные и офисные позиции, сообщили в пресс-службе Nissan Motor Rus. Основная рекрутинговая кампания Nissan начнется в следующем году – всего компании потребуется около 750 офисных сотрудников и рабочих.

Для работы на конвейерах петербургских заводов японских компаний не требуется опыта работы – японцы готовы учить русских. “Главное, чтобы молодой человек обладал достаточным уровнем интеллекта и гибкостью”, – говорит Чиба из TMMR.

Неудивительно, что Toyota привлекла необыкновенно большое для рынка число претендентов на работу, считает региональный директор рекрутингового агентства Kelly Services по Северо-Западу Алексей Зеленцов. “На потенциальных сотрудников действует новизна бренда”, – объясняет он высокий интерес к возможности поработать в японской корпорации. Но вслед за Toyota придут Nissan и GM, которые могут стать столь же притягательны для желающих получить работу, поскольку будут новичками на рынке работодателей, предупреждает Зеленцов.

Единственный существующий в регионе автозавод – всеволожский Ford – не может похвастаться такими же очередями из желающих устроиться на работу, признает источник, близкий компании. Он объясняет это более удобным расположением петербургских заводов по сравнению с всеволожским районом, где расположен завод Ford. Ему известно, что несколько рабочих уже подали свои резюме на Toyota. Это подтверждает и Чиба из TMMR.

Японские работодатели утверждают, что не опасаются того, что их компании станут объектом для шантажа и манипуляций со стороны рабочих, которые могут попытаться выторговать себе дополнительные привилегии, угрожая уйти к конкурентам.

“Возможно, мы с этим столкнемся, но наша философия заключается в том, чтобы набирать хороших людей и делать все, чтобы им было хорошо работать, – заявил “Ведомостям” президент Toyota Motor Europe Тадаши Арашима. – Забастовки у нас случаются очень редко: я лично могу вспомнить только одну – на Филиппинах”.

“У Nissan существует особая культура отношений с работниками, и мы верим, что нам удастся создать ее и в России, – рассказывает исполнительный вице-президент Nissan Motor Карлос Таварес. – Мы начнем нанимать людей, руководствуясь нашими правилами, затем будем их учить, объясняя им наши правила, прививая уважение к другим сотрудникам компании и фокусируя их на результате. Но, конечно, пространство для переговоров и компромиссов всегда остается”.

Зеленцов из Kelly Services полагает, что удержать рабочих будет непросто. “Для того чтобы рабочие не перешли к конкурентам, в России мало одной философии. Необходимо будет давать более высокую зарплату и лучший соцпакет”, – считает Зеленцов.