Население богатеет


Быстрого роста доходов население ожидает и от ближайшего будущего – большинство опрошенных в конце 2006 г. “Росгосстрахом” респондентов уверены, что за ближайшие 5–7 лет заработки вырастут в среднем на 36%. А по опросу Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН, в 2006 г. доля россиян, которым зарплаты хватает на повседневные нужды, включая одежду, но приходится брать займы на покупку дорогостоящих товаров, достигла 29% (в 2002 г. – 22%). Выросла с 23% до 34% и доля людей, чье материальное положение улучшилось в прошлом году и улучшится в следующем.

В феврале среднедушевые доходы достигли 10 015 руб., подсчитал Росстат, на 20,8% превысив уровень прошлого февраля. С поправкой на инфляцию доходы выросли на 12,5%. Примерно тем же темпом доходы росли в 2006 г. (+10%). А в этом году, по прогнозу ЦМАКПа, они вырастут на 10–10,2%.

Быстро растет и оборот розничной торговли (в феврале – на 14,4% против прошлогоднего).

Пока цена нефти будет оставаться в комфортном для России диапазоне, темп роста доходов не замедлится, полагает Юлия Цепляева из ING Bank (Eurasia), тем более что правительство быстро повышает зарплаты бюджетникам.

Население все большую часть доходов тратит не на еду, а на непродовольственные товары и услуги, отмечает Цепляева. По ее прогнозу, к 2013 г. структура расходов россиян приблизится к европейской. На еду будет приходиться всего 15,3% трат (в 2005 г. – 33,2%), а на услуги – 45,5% (в 2005 г. – 23,5%). В прошлом году продажи непродовольственных товаров росли в полтора раза быстрее продовольственных (на 15,6% против 10,2%). При этом 42,1% прироста продаж обеспечили потребительские кредиты, подсчитал ЦМАКП.

Ускоренно растут траты на автомобили и недвижимость, отмечает старший экономист IMSG Александр Уточкин. А продажи бытовой электроники и мобильных телефонов, прежде быстро увеличивавшиеся, близки к стагнации: спрос насыщен и быстро растут только товары премиум, отмечает Уточкин.

Продавцы автомобилей фиксируют рост доходов населения уже четвертый год, замечает совладелец дилерской компании Genser Игорь Пономарев. Растет средняя цена продаваемого автомобиля – и в Москве, и в целом по России, добавляет он. В январе продажи новых иномарок, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, превысили прошлогодний уровень на 88% (в 2006 г. – на 71%). Покупатели все чаще выбирают более дорогие товары известных брендов, говорит пиар-директор сети “Техносила” Надежда Синюк. Некоторые сети даже начинают сокращать долю продающихся у них товаров малоизвестных или непрестижных марок, сказала она.