ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Когда “Марш несогласных” прошел по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге, многим показалось, что внесистемная оппозиция нашла способ внепарламентской борьбы с режимом. После разгона “несогласных” в Нижнем Новгороде многие сочли, что власть перекрыла последний клапан для выхлопа народного гнева. Но остался открытым вопрос: способна ли оппозиция извлечь урок из нижегородского поражения, как власть извлекла из питерского? Есть ли шанс у первых и все ли схвачено у вторых?

Объясняя успех питерского марша, наблюдатели говорят о четырех факторах. Во-первых, горожане были “разогреты” предстоящими выборами в законодательное собрание. Воздух был наэлектризован. Иные негодовали по поводу снятия “Яблока”, других бесили планы возведения в центре небоскреба “Газпрома”. Во-вторых, помог “рельеф местности”: в таком мегаполисе, почти как в лесу, можно действовать скрытно и внезапно. В-третьих, губернатор Валентина Матвиенко пытается сохранить имидж европейского градоначальника и не действовать а-ля Лукашенко. В-четвертых, власти просто не ожидали, что все так совпадет и срезонирует.

В Нижнем ничего этого не было. Губернатор и мэр тщательно подготовились, милиции в центре города оказалось больше, чем горожан. Активистов переловили еще на дальних подступах, их снимали с поездов и автобусов, а некоторым не дали покинуть родные города. Губернатору не надо оглядываться на Европу, зато в Москве второй успех “несогласных” не простили бы. В Нижнем нет ландшафтных преимуществ “колыбели революции” – прятаться и маневрировать особо негде. А самое главное – и здесь Потапов прав – нижегородский народ “сейчас отдыхает”. Но в том же Нижнем собирались тысячи несогласных во время монетизации.

Экс-премьер Касьянов любит, чтобы “мероприятие” было спланировано и подготовлено. Шахматист Каспаров любит считать на несколько ходов вперед. Но люди не пешки, их ходы трудно просчитывать. Бунт не совещание партхозактива, в план его не занесешь.

Проблема оппозиции в том, что большую толпу спонтанно собрать трудно – нужна рекламная кампания. Но за то время, что она проходит, власть успевает подготовиться. Впрочем, 19 августа 1991 г. сотни тысяч москвичей пришли к Дому правительства за считанные часы, причем утром у них были совсем другие планы.

Видимо, чтобы удался бунт несогласных, их должно быть на данной территории много, а власти должны недооценивать степень недовольства. Оппозиция не в состоянии создать такой эффект на пустом месте, но если уж он возникнет, то омоновцы из соседних городов могут не поспеть.