Кредит абоненту недоступен


Сейчас информацией о сотовых неплательщиках пользуется банк “Хоум Кредит”. Год назад подконтрольное ему бюро кредитных историй Global Payments Credit Services заключило соглашение об обмене информацией о неблагонадежных клиентах с “Вымпелкомом”. По словам гендиректора Global Payments Credit Services Олега Лагуткина, сейчас его бюро готовится заключить аналогичные соглашения с “Мегафоном” и МТС. Другие банки заинтересовала информация D-Telecom. Сведения о платежной дисциплине заемщика помогли бы оценить вероятность возникновения проблем у заемщика при погашении кредита, считает вице-президент и замдиректора департамента анализа рисков “ВТБ 24” Ирина Кремлева. А начальник управления розничных продуктов и услуг Международного московского банка Алексей Аксенов уверен, что человек, который постоянно задерживает оплату мобильного счета, скорее всего, так же будет относиться и к погашению банковского кредита. Сейчас при запросе информации о человеке в девяти из 10 случаев кредитные бюро говорят, что у них сведений о таком плательщике нет, говорит зампред правления банка “Авангард” Валерий Торхов. По его мнению, информация D-Telecom могла бы улучшить эту ситуацию. Но, предупреждает Торхов, здесь могут быть и накладки: многие сотовые дилеры при подключении новых абонентов довольствуются копией паспорта, и нельзя полностью гарантировать, что именно тот человек, чьи данные попали в D-Telecom, является реальным должником.

С апреля банки могут получить доступ к системе D-Telecom, в которой содержится информация об абонентах-неплательщиках МТС, “Вымпелкома” и “Мегафона”. Об этом “Ведомостям” рассказал гендиректор некоммерческого партнерства “НКБ”, ведущего этот черный список, Владимир Малеев. Данные из некоммерческого партнерства НКБ будут переданы в ЗАО “Бюро кредитных историй “Национальное кредитное бюро”, после чего станут доступны банкам (стоимость этой информации НКБ не раскрывает). D-Telecom заработала осенью 2005 г. и пока использовалась только операторами “большой тройки” для обмена информацией о недобросовестных клиентах. Недавно, по словам Малеева, к D-Telecom подключились “Транстелеком” и Golden Telecom.

Попасть в D-Telecom могут абоненты-неплательщики, подключившиеся после июня 2005 г. С этого момента в контрактах сотовых компаний появилось предупреждение о возможности включения абонента в список неблагонадежных клиентов при неоплате услуг. В D-Telecom главным образом попадают клиенты-должники, оплачивающие услуги связи кредитным способом. Доля кредитных абонентов в общей абонентской базе “большой тройки” невелика: например, у “Вымпелкома” она составляет 3,2%, у МТС –10%. Поэтому, несмотря на то что с момента создания D-Telecom МТС, “Вымпелком” и “Мегафон” подключили около 34 млн новых абонентов, потенциально попасть в черный список могут только 2 млн абонентов, использующих кредитную форму оплаты.

По словам Малеева, с помощью D-Telecom банки смогут получить доступ к 500 000 записей об абонентах-неплательщиках. Всего в России, по данным ЦБ, сейчас насчитывается 18 млн кредитных историй. Из них, по данным кредитных бюро, около 10% содержат информацию о просрочках платежей. По сведениям ЦБ, из 2,1 трлн руб. кредитов, выданных физлицам, просроченными являются 58,2 млрд руб. (или 2,8%).

Злостными должниками считаются не оплатившие счет в течение 60 дней. Правда, если человек, попавший в черный список, захочет стать абонентом другого оператора, то по закону “О связи” отказать ему в подключении нельзя. Но контроль над счетом такого клиента будет усилен. “Мы можем отказаться подключать неблагонадежного абонента по кредитному способу”, – говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. “Вымпелком” потребует гарантийного взноса, за счет которого при необходимости будут погашены долги, сообщила сотрудник пресс-службы “Вымпелкома” Екатерина Осадчая.

На момент создания D-Telecom операторы оценивали ежегодные убытки от абонентов-неплательщиков в $20 млн. Уменьшилась ли эта сумма с появлением черного списка – операторы не говорят. По словам советника гендиректора “Мегафон-Москва” Романа Проколова, платежная дисциплина абонентов выросла. Опрошенные “Ведомостями” абоненты с кредитной формой оплаты единодушны: зная об угрозе отказа в банковском кредите заранее, они бы стали более дисциплинированно оплачивать счета за сотовую связь или отказались бы от кредитной формы оплаты.