Модель счастья


Чтобы решить эти задачи, “Норникель” должен восстановить престиж, серьезно подняв зарплаты, продолжает Прохоров: во времена СССР люди ехали на Север на заработки. Чтобы зарплаты на “Норникеле”, как в 1985 г., были втрое выше, чем в среднем по отрасли, нужно до 2020 г. повышать их на 16–18% в год. На это уйдет $2,34 млрд. “Не такая уж большая цена, когда чистая прибыль компании – $5 млрд в год”, – уверен бывший гендиректор.

Власти города программу поддерживают, говорит руководитель аппарата мэрии Владлен Александрович. На этой неделе она будет представлена на публичное обсуждение, ее начнут анализировать разные подразделения городской администрации. Стратегия понравится многочисленным ЗАТО Росатома и другим монопрофильным городам, где множество проблем сходного характера, полагает председатель комиссии по вопросам регионального развития Общественной палаты Владимир Глазычев.

Стратегия развития Норильска до 2020 г. написана учеными из Института региональной политики, Академии народного хозяйства, Центра фискальной политики, Института экономики города и аналитического центра “Эксперт” и занимает 220 страниц.

“Начиналось все два года назад: я нарисовал схему, уместившуюся на одном листе бумаги”, – рассказал Прохоров “Ведомостям”. Эта схема и стала основой программы, которая должна превратить заполярный вахтовый поселок в полноценный город, привлекательный для молодых образованных людей.

72 000 из 214 000 жителей города – работники “Норникеля”. Если ничего не делать, к 2020 г. в городе останется не больше 150 000 человек. Обиднее всего, что уезжают наиболее ценные кадры – 30–40-летние квалифицированные специалисты, а остаются те, кто не может себе позволить переезд.

Остаться должны те, кто нужен компании, считает директор Института региональной политики Булат Столяров, а те, кто хочет выехать, должны иметь возможность сделать это своими силами: заложники городу не нужны.

Тогда 90% работников смогут самостоятельно накопить на переезд, считают авторы программы, а остальным семьям город вместе с компанией будет доплачивать 0,33–5 руб. на 1 руб. сбережений. Доплачивать желающим выехать начнут прямо с нынешнего года, в 2007–2008 гг. потребуется $50 млн для семей работников компании и $150 млн – для прочих. Создать цивилизованный механизм накопления на переезд – ключевой фактор для заманивания людей, говорит Столяров: “Никто в Норильск не поедет, зная, что придется здесь умереть”.

Другой важный шаг – максимально отвязать экономику города от “Норникеля”. Ради этого предлагается вывести в рыночный сектор как можно больше обеспечивающих производств (ремонт, строительство, геологоразведку), вспомогательные активы (гостиницу “Норильск”, “Норильсктелеком”, медиакомпанию “Северный город” и т. д.).

В программе подробно описано, что нужно для развития в городе малого бизнеса и торговли. Например, сейчас в Норильске всего один крупный торговый центр, тогда как в Сургуте – семь, в Нижневартовске и Новом Уренгое – по десять, хотя за последние шесть лет розничный оборот в Норильске вырос в 9,4 раза, а в целом по России – всего в 5 раз.

Город дорог Прохорову: в первые три года работы на “Норникеле” он проводил в Норильске почти все свое время, потом – по 10–15 дней в два месяца. Он убежден, что его модель может быть рецептом успеха для всех оторванных от большой земли сибирских городов, экономика которых привязана к одному предприятию.

“Интересно было бы ознакомиться”, – откликается Владимир Малыгин, замглавы администрации города Надым, живущего благодаря “Надымгазпрому”. Руководитель отдела экономики и прогнозирования администрации Коряжмы (градообразующее предприятие – Котласский ЦБК) Ольга Леденцова тоже считает, что диверсификация городской экономики необходима: “У молодежи нет выбора”.

Чиновник администрации Сургута считает рецепты Прохорова утопией: чтобы реализовать эти планы, бывшему гендиректору “Норникеля” нужно остаться в Норильске надолго и стать “чем-то вроде Абрамовича на Чукотке”, финансируя планы из личных сбережений.