Вслед за бюджетом


По данным Росстата, инвестиции в целом по России в прошлом году выросли на 13,7%, тогда как в СЗФО – на 16,5%. Больше всего капиталовложений привлек Петербург (178 млрд руб.). А лидерами роста стали Ямало-Ненецкий автономный округ, где инвестиции выросли в 2,1 раза, и Архангельская область, привлекшая средств почти на 60% больше, чем в 2005 г.

Архангельская область и ЯНАО сильно зависят от нефтегазовой отрасли, говорит чиновник архангельской администрации. “Реализация крупных проектов в этой сфере сразу дает резкое увеличение объемов инвестиций в области”, – говорит он. Так, по его словам, в 2006 г. “Газпром” завершил строительство двух крупных газопроводов общей стоимостью около 19 млрд руб. А чиновник администрации ЯНАО связывает рост объема инвестиций в округе с окончанием реконструкции нескольких нефтегазовых предприятий.

В этом году Архангельская область не сможет достигнуть тех же инвестиционных показателей, считает архангельский чиновник. По прогнозу местной администрации, рост инвестиций составит 15–20%. По его словам, власти рассчитывают на увеличение вложений в модернизацию целлюлозно-бумажных комбинатов – Архангельского и Котласского.

Нефтегазовый сектор обеспечивает сейчас большую часть инвестиций в Коми, рассказывает Наталья Кузьмина, консультант отдела инвестиционной политики министерства экономики Республики Коми. По ее словам, два-три года назад основные инвестиции в республике приходились на лесопромышленные предприятия, но после того, как основной этап их реконструкции завершился, основные капиталовложения приходятся на НПЗ и добывающие предприятия на территории республики.

Одним из регионов, инвестиции в который заметно выросли в прошлом году, стала Ленинградская область. По словам вице-губернатора области Григория Дваса, 30%-ный рост инвестиций произошел, в первую очередь, за счет окончания строительства в конце 2006 г. двух крупных торговых комплексов “Мега” общей стоимостью около $500 млн. Кроме того, говорит Двас, в прошлом году в области заработало несколько новых предприятий. Испанская Roca запустила завод сантехники стоимостью 40 млн евро, а датская Rockwool вложила более 60 млн евро в производство теплоизоляционных материалов.

В Петербурге инвестиционный процесс стабилизировался, говорит один из чиновников городской администрации. В последние годы город привлекает крупные суммы и резкого роста не предвидится, поясняет он.

Самое простое объяснение высоких темпов роста инвестиций в субъектах Федерации – низкая начальная база, говорит научный руководитель Центра стратегических разработок (ЦСР) “Северо-Запад” Владимир Княгинин

По его словам, Петербург и Ленобласть уже достигли определенного уровня и действуют как самостоятельные части российского рынка. Здесь уже определились контуры кластеров – это автомобилестроение и производство автокомпонентов, химическая промышленность. В соответствии с перспективами меняется структура ВРП – в Петербурге доля ВРП, приходящаяся на промышленное производство, стабилизировалась, в Ленобласти, наоборот, увеличивается, говорит Княгинин. Кроме того, через эти регионы проходят большие транспортные потоки и существует потенциал для их увеличения. Перспективы связаны как с развитием портов, так и с превращением аэропорта “Пулково” в современный хаб макрорегионального масштаба, добавляет он.

Привлекательны для бюджета

Петербург принимает от Москвы и некоторые управленческие функции. Для перевода штаб-квартир крупных российских компаний из Москвы в Петербург, по словам Княгинина, кроме политических существуют и экономические предпосылки – сравнительно низкая стоимость рабочей силы и недвижимости, возможность создать условия для работы управленцев.

В Петербург вкладывается больше всего бюджетных средств – как федеральных, так и из местного бюджета, обращает внимание аналитик банка “Траст” Евгений Надоршин. В общем объеме инвестиций в Петербурге бюджетные занимают около 35%. Чиновник городской администрации объясняет это строительством инфраструктуры для привлечения новых инвесторов. Федеральные средства идут на такие объекты, как кольцевая автодорога и комплекс защитных сооружений от наводнений, поясняет он.

Второй регион по величине бюджетных вложений – Калининградская область. Средства преимущественно федерального бюджета идут на обустройство приграничной и портовой инфраструктуры, поясняет Владимир Кузин, начальник департамента стратегического планирования минэкономики Калининградской области.

Инфраструктурные проекты окупаются максимум в 10 лет за счет того, что в регион охотно приходят частные инвесторы на готовые площадки, говорит Надоршин из “Траста”.

По словам Княгинина, государственные средства выступают как катализатор инвестиционного процесса. В то же время в Петербурге гораздо больше возможностей для бюджетных инвестиций, а предлагаемые проекты имеют хорошие перспективы окупаемости, добавляет он.

Хорошие времена позади

В Калининградской и Вологодской областях объем инвестиций в прошлом году снизился на 6,2% и 7,4% соответственно. Калининград пережил инвестиционный бум в 2005 г., когда отмечал 750-летие. К юбилею были запущены в эксплуатацию несколько крупных объектов, в частности паромный терминал в Балтийске, инвестиции в который составили около $150 млн, и ТЭЦ-2, запуск первого энергоблока которой обошелся РАО ЕЭС в 14,3 млрд руб., рассказывает Владимир Кузин из минэкономики Калининградской области. В прошлом году столь крупномасштабных проектов в городе не было, констатирует он. А в Вологодской области на 2005 г. пришелся основной объем инвестиций “Северстали” в модернизацию основного производства в Череповце и строительство предприятия “Севергал”, рассказывает начальник управления инвестиционной деятельности вологодской областной администрации Степан Тимчук.

Оба чиновника уверяют, что в ближайшие годы инвестиции в их регионы ждет быстрый рост. Создаваемая в Калининграде особая экономическая зона должна привлечь около 30 резидентов, говорит Кузин. В ближайшие три года калининградское правительство ожидает, что резиденты ОЭЗ вложат около 19,5 млрд руб.

В Вологодской области местное правительство создает два индустриальных парка – “Шексна” и “Суда”, в инфраструктуру которых вкладывает в общей сложности около 4 млрд руб. “Областное правительство решило, что пора диверсифицировать экономику и не ставить ее в зависимость только от череповецких металлургических производств”, – говорит Тимчук. По его словам, в новых промзонах должны появиться предприятия пищевой, химической и деревообрабатывающей отрасли, которые в ближайшие 7–10 лет инвестируют в свои производства около 90 млрд руб.

Княгинин из ЦСР считает Вологодскую область вторым по значимости для инвесторов регионом Северо-Запада. “Там сохранились производственные мощности, построенные еще в советское время, и проходят линии газопроводов, традиционно развиваются металлургия и химическая промышленность, объясняет он. Фактически под эти отрасли создается промзона “Шексна”, являющаяся мощным стимулом инвестпроцесса.

А Новгородская область, которая 10 лет назад была пионером в привлечении иностранных инвестиций, демонстрирует небольшой прирост. По прогнозу Княгинина, в Новгородской и Псковской областях будут развиваться отдельные виды сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, девелопмент, заготовка и переработка леса, ориентированная на потребительские рынки Москвы и Петербурга.

Надоршин считает, что по мере улучшения инфраструктуры в регионах инвестиционные потоки переориентируются туда. Стоимость земли и рабочей силы в Петербурге и Ленинградской области растет высокими темпами, поэтому инвесторам с каждым годом будет все более интересно реализовывать свои проекты в более отдаленных регионах, считает аналитик.

Лучший из равных

Важный фактор для инвесторов – наличие инвестиционного законодательства, говорит исполнительный директор Петербургского отделения Американской торговой палаты Мария Чернобровкина. Кроме того, по ее мнению, важны международный PR региона, а также приемлемые условия для жизни. Из всех регионов СЗФО Петербург лучшим образом отвечает этим требованиям, считает она.

Инвестиционный процесс в Петербурге, особенно в части предоставления льгот, один из самых прозрачных в стране, считает партнер юридической компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. По его словам, в отличие от других регионов, возможность инвестирования в Петербурге не сдерживается обязательной необходимостью иметь хорошие взаимоотношения с конкретным чиновником – губернатором или его заместителем по инвестиционной работе. Во многих регионах возможность начать проект компания получает только после заключения инвестиционного договора с местной администрацией, который зачастую несет в себе дополнительные социальные обременения для компании, рассказывает юрист. “В Петербурге можно просто купить землю, в установленном порядке согласовать проект и работать”, – говорит он.

Впрочем, пакет налоговых льгот для инвесторов имеют практически все российские регионы, в том числе и на Северо-Западе, констатирует Тутыхин. Но конкуренция региональных льгот закончилась, считает он, они не столь значительны для инвесторов, чтобы сильно влиять на решение о строительстве предприятий. Самое главное, что сейчас интересует инвестора, – развитая инфраструктура, в первую очередь дорожная, утверждает юрист.

Чернобровкина считает одним из приоритетов развитой рынок труда.

Такого же мнения придерживается и Княгинин из ЦСР. Если инвестор привлекает на свое предприятие более 1% трудовых ресурсов региона, его риски значительно возрастают. Такие предприятия попадают в число крупнейших налогоплательщиков, становятся спонсорами экономических и социальных процессов, для них увеличивается риск роста стоимости рабочей силы, объясняет эксперт.

Где, как не в Петербурге и Ленобласти, население которых составляет около 6 млн человек, искать рабочую силу, вторит ему Надоршин из “Траста”. Это явное конкурентное преимущество региона, ведь в других областях выбор рабочей силы серьезно ограничен, говорит он.

У нас сорвалось несколько значительных инвестпроектов именно из-за отсутствия специалистов, рассказывает чиновник одной из региональных администраций. Потенциальные инвесторы отказались строить свои предприятия, опасаясь дефицита рабочей силы. “Одна компания даже прорабатывала возможность завоза людей из Петербурга или Москвы, но пришла к выводу, что делать это экономически нецелесообразно”, – рассказывает чиновник.