Рыбалка в Интернете


Ловись рыбка

Такие послания мошенники рассылают достаточно часто. Например, в конце марта некоторые клиенты Райффайзенбанка обнаружили в электронной почте письма с просьбой посетить указанный сайт банка и обновить свои данные. Просьба мотивировалась модернизацией системы безопасности банка. На открывшейся по ссылке страничке сайта требовалось, в частности, ввести личные идентификационные данные, позволяющие удаленно управлять своим банковским счетом.

Ссылка, разумеется, вела на совершенно посторонний сайт, который внешне похож на страницу входа в систему онлайн-банкинга Raiffeisen Connect, через которую можно отслеживать состояние счетов и проводить с ними операции. Если ввести логин и пароль на лжесайте, то эти данные немедленно станут известны мошенникам.

Конечно же, Райффайзенбанк никаких писем не рассылал, сообщили в пресс-службе банка. Его клиенты просто столкнулись с очередным случаем фишинга. Так называют попытки выудить у пользователей Интернета пароль к банковскому счету или реквизиты пластиковой карты. Для этого преступники создают клоны финансовых сайтов известных банков или платежных систем. Термин фишинг (phishing) произошел от слияния двух английских слов – password (пароль) и fishing (рыбная ловля).

По сведениям пресс-службы “Райффайзенбанк Австрия”, на этот раз на удочку мошенников никто из его клиентов не попался.

Разновидностью фишинга считают и письма о выигрыше в лотерею, для получения которого мошенники просят прислать номер водительского удостоверения или копию паспорта. На этой неделе некоторым сотрудникам “Ведомостей” спамеры прислали письмо о выигрыше 1 млн фунтов стерлингов, для получения которого было необходимо заполнить анкету с персональными данными.

В России первой жертвой фишеров стали клиенты Ситибанка. С 22 по 24 сентября 2004 г. мошенники рассылали по электронной почте сообщения, утверждающие, что на счет клиента пришел платеж на $2000, и, чтобы перевод был получен, предлагалось заполнить специальную форму. Это была массовая рассылка, адресованная не только клиентам Ситибанка. “Мошенники рассчитывали на то, что хотя бы один из получателей окажется клиентом Ситибанка и клюнет на запрос”, – поясняет PR-менеджер “Ситигруп Россия” Наталия Мышко. Она предупреждает, что Ситибанк никогда не запрашивает персональную информацию клиентов по электронной почте и не просит их зайти в систему интернет-банкинга по ссылке в письме, это противоречит правилам безопасности. То же самое утверждают и представители других банков.

Овчинка стоит выделки

Между тем со временем число фишинг-атак только увеличивается. По данным Association for Payment Clearing Services (Apacs), с января 2005 по сентябрь 2006 г. на территории Великобритании число случаев фишинга возросло в 80 раз, при этом ущерб оценивается в 23 млн фунтов стерлингов.

О размерах напасти свидетельствуют и цифры, распространенные Антифишинговой группой (Anti-Phishing Working Group). По их подсчетам за декабрь 2006 г., было зарегистрировано 23 787 сообщений о фактах фишинга, при этом выявлен 28 531 поддельный сайт, большинство которых располагалось в США. За этот период атакам фишеров подверглись 146 брендов.

Но, по мнению Арджена де Ландграафа, основателя сервиса E-Secure-IT, наибольшую опасность представляют российские “рыбаки”, которые не только занимаются выуживанием информации у клиентов банков, но и угрожают атаками на сайты кредитных учреждений, пытающихся им противодействовать. Он приводит пример одного австралийского банка, нормальное функционирование которого было нарушено в течение трех дней. Доходы этой неуловимой русской группировки оцениваются в $150 млн.

По информации консультационной группы Trend Micro, стоимость информации о номере кредитной карты и ПИН-коде, которые позволяют изготовить копию карты и снять деньги через банкомат, составляла 250 фунтов стерлингов. А просто за номер, код безопасности и срок действия карты, которые позволяют проводить платежи через Интернет, дают от 3 до 12 фунтов.

Что делать

Можно ли защититься от посягательств интернет-рыболовов? Начальник отдела розничного кредитования и банковских карт департамента экономической безопасности Номос-банка Михаил Осипенко считает, что первый рубеж борьбы с фишингом находится в банке, который должен хранить информацию о своих клиентах в абсолютной тайне. Злоумышленники просто не должны знать о существовании у вас счетов и пластиковых карт в том или ином банке, если, конечно, вы им сами об этом не расскажете.

Но это еще полдела. Ведь, как правило, фишеры рассылают письма по базе спамеров – всем подряд, клиенты банка оказываются среди получателей случайно.

“Если вы получили подозрительное письмо или обнаружили операцию по счету, которую вы не совершали, то немедленно обратитесь в банк и перешлите данное письмо по электронному адресу в службу информационной безопасности банка”, – советует Мышко.

Основная рекомендация руководителя дирекции обслуживания физических лиц “Райффайзенбанк Австрия” Романа Воробьева примерно та же: “В случае малейших подозрений связывайтесь с банком, уточняйте, действительно ли сообщение было им отправлено”. По его словам, получив сигнал, банк может проверить подозрительные операции, в том числе лично связываясь с клиентом. Кроме того, атакованные банки могут применять и другие меры защиты: приостановку ряда операций, например рублевых платежей и валютных переводов по РФ, генерации ключей.

Наши соотечественники, по мнению Осипенко, реже становятся жертвами фишинга. Во-первых, россияне менее доверчивы и более осторожны, кроме того, они в существенно меньшей степени, чем в странах Западной Европы и США, пользуются интернет-технологиями для управления счетом и электронной почтой.

Разработчики программного обеспечения также не стоят в стороне. В новую версию браузера Internet Explorer 7.0 встроен специальный фишинг-фильтр, позволяющий автоматически проверять посещаемый сайт на добропорядочность. Впрочем, проверку можно отключить, да и распознаются, увы, не все поддельные страницы.

Корпорация Microsoft на своем сайте рекомендует проверять наличие шифрования данных при вводе через Интернет персональной или финансовой информации, пользуясь при этом проверенными, а не присланными по почте адресами.

Если же вы прокололись, отправили свои данные через фальшивый сайт или позвонили по указанному номеру и сообщили сведения, то не все потеряно. Чем быстрее вы сообщите о своей оплошности в банк, тем лучше. Если же вы все-таки опоздали и деньги были мошенническим образом списаны с вашего счета, не отчаивайтесь, но как можно быстрее обращайтесь в свой банк и “банк может рассмотреть возможность компенсации утраченных клиентом средств”, полагает Осипенко из Номос-банка. Но шансов тут очень мало. (Использованы материалы FT.)