Засвеченный небосклон


Официально объявленная тема пятого Московского международного фестиваля “Мода и стиль в фотографии” – Celebrities. Видимо, слово “звезда” показалось ее организатору, директору Московского дома фотографии Ольге Свибловой, девальвированным до бессмыслицы. Массированное зажигание звезд на отечественных теле- и медийном небосклонах довело зрителей до клинической ряби в глазах. А фотофестиваль, хотя и задуман с размахом, будем надеяться, ничего лишнего зрителям не покажет, только те знаменитые лица, на которые не надоедает смотреть. .

Первые две выставки фестиваля открылись в Манеже, где еще показывают большую ретроспективу знаменитых французских художников Пьера и Жиля. Вот уж кто сумел создать свой собственный стиль из пестрого поп-мусора и за 30 лет довести его до качества настоящего искусства. Новые выставки не так грандиозны и ярки, здесь показывают в основном небольшого формата черно-белые фотографии, но исключительно изысканные.

Выставка Нормана Паркинсона знакомит с классиком британской модной фотографии. Один из лучших снимков – автопортрет двухметрового, эксцентрично наряженного немолодого Паркинсона, обнимающего одетую в одни чулки девушку. На этой фотографии юмор в таких же тесных отношениях с эротикой, как фотограф и его модель. Паркинсон начал снимать в начале 30-х гг. и занимался этим делом полвека. За это время кардинально менялись и мода, и модная фотография, но стиль Паркинсона оставался неизменно элегантным и очень естественным. Так же замечательно натурально выглядят и его модели с лучистыми глазами, чья породистая тонкость имеет приятные формы и не ассоциируется с булемией – профзаболеванием нынешних манекенщиц. Снимал Паркинсон и знаменитостей – писателей и актеров. Его портрет молодого Дэвида Боуи доказывает, что стиль дается, как талант, свыше, а не трудовым подвигом стилистов.

Вторая выставка, “Театр моды”, включает снимки из собрания французского Фонда современного искусства (FNAC). Ее куратор Аньес де Гувьон Сен-Сир провела социальное исследование мира высокой моды, переставшей быть только творчеством и ставшей на промышленные рельсы. Но ценность выставки в самих снимках. Среди них есть восхитительные – уже хорошо знакомой по прошлым фестивалям, всё оборачивающей в волшебные девичьи сказки, романтичной Сары Мун, элегической Деборы Турбевиль и других фотографов, превращающих моду в стиль. Мода принципиально недолговечна и может выжить, только став искусством. Глядя на лучшие фотографии выставки, забываешь, когда они были сделаны, – красота не стареет.