Кто поможет Дальнему Востоку


Пока участие отдельных компаний в конкретных проектах прямо не обсуждалось, отмечает чиновник правительства, знакомый с материалами по ДФО. Никакого насилия не будет, обещает чиновник Минэкономразвития. Но по некоторым направлениям чиновники уже продвинулись. По словам Исхакова, с “Роснефтью” уже ведутся переговоры о строительстве двух НПЗ мощностью по 30 млн т нефтепродуктов – в Благовещенске и Владивостоке. А UC Rusal и Росатом вчера даже подписали меморандум о строительстве АЭС и алюминиевого завода в Приморье. “Газпром” рассматривает возможность строительства ГПЗ в Якутии и Хабаровском крае – инвестиции оцениваются в $10,44 млрд, – но окончательное решение не принято, говорит менеджер компании. Немало из отобранных Исхаковым проектов существует пока лишь в умах чиновников – например, в “Роснефти” даже не слышали о проекте НПЗ в Благовещенске, а представитель “Сургутнефтегаза” сказал, что у его компании пока нет конкретных планов по строительству НПЗ и ГПЗ в Дальневосточном округе. Представитель “Северсталь-Авто” отметил, что конкретных переговоров о строительстве завода в Приморском крае не ведется, хотя, по его словам, компания изучает возможность организации локальных сборочных производств в регионах Дальнего Востока. Один авиазавод на Дальнем Востоке уже есть – его вполне достаточно, особенно учитывая проблемы региона с рабочей силой, удивлен член правления ОАК, гендиректор “Ильюшин Финанс” Александр Рубцов.

В распоряжении “Ведомостей” оказались материалы полпреда в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Камиля Исхакова к совещанию по развитию округа. Среди них был перечень проектов, которые должны увеличить рост валового регионального продукта. Перечень поражает воображение – всего в таблице 87 проектов в 12 отраслях, которые обеспечат вклад в валовой региональный продукт 2,7 трлн руб. В первой строке значатся “Комбинаты нефтепереработки и нефтехимии, количество – 2 шт., вклад проекта в ВРП – 800 млрд руб., примечание – С. Богданчиков, В. Богданов”. Восьмая строка называется “Производство автомобилей, кораблей, самолетов” – 5 шт., вклад в ВРП – 0,1 трлн руб., примечание – А. Мордашов, В. Евтушенков”. Напротив строчки “стройматериалы” указаны Ф. Гальчев и Е. Батурина, а больше всех фамилий собрал Алданский метзавод – здесь указаны и Р. Абрамович, и О. Дерипаска, и В. Рашников, и И. Махмудов, и др.

Как объяснил “Ведомостям” сам Исхаков, он обобщил предложения по развитию ДФО, поступившие ему от губернаторов округа. Исхаков выполняет волю президента Владимира Путина, который еще в конце прошлого года озаботился развитием Дальнего Востока и поручил правительству заняться территорией плотнее. Минэкономразвития сейчас срочно переписывает федеральную целевую программу “Развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.”, в рамках которой в территорию планируется вложить 358 млрд руб. А губернаторы вместе с Минэкономразвития и Минпромэнерго готовятся к переговорам с бизнесом о возможностях сотрудничества на основе частно-государственного партнерства, рассказывает Исхаков.

В результате партнерства, по словам полпреда, в якутском поселке Нерюнгри должен появиться металлургический комбинат мощностью до 10 млн т стали в год (это больше, чем способен произвести весь Новолипецкий комбинат, и немного поменьше, чем Магнитка и “Северсталь”), а также ГПЗ. А в Приморье – завод, способный производить 600 000 т алюминия (размер Саянского завода), а также АЭС. Алюминиевый завод должен вырасти и в Комсомольске-на-Амуре, продолжает Исхаков. По его словам, регионы и эксперты сейчас считают, сколько машин импортируется из Японии и Кореи, чтобы оценить объем спроса и, соответственно, мощности двух автозаводов. Один из них будет расположен в Приморье, о чем, по словам полпреда, уже ведутся переговоры с “Северсталь-Авто”. Еще на Дальнем Востоке могут быть построены судостроительный и судоремонтный заводы при участии Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), а также авиазавод при участии Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

По потенциалу развития сырьевой промышленности Дальний Восток – чемпион в России, отмечает директор Института региональной политики Булат Столяров. Он напоминает, что российские компании так или иначе анонсировали проекты на Дальнем Востоке на общую сумму $110 млрд. “Но никакого бизнесмена не заставишь прийти и построить завод там, где нет никакой инфраструктуры”, – считает он. Один из бизнесменов, попавших в список Исхакова, был сдержан: ему известно о планах губернаторов на него, но комментировать их он не желает. Впрочем, тактика привлечения крупного бизнеса к проектам в регионах себя оправдывает: полпред в ЮФО Дмитрий Козак, например, убедил Олега Дерипаску и Сергея Генералова вкладывать в восстановление Тырныаузского горно-обогатительного комбината в Кабардино-Балкарии.