Надзиратель за НКО


Президент подписал указ о назначении замминистра юстиции Сергея Васильева директором Федеральной регистрационной службы, сообщила вчера пресс-служба главы государства. Васильев сменил на этом посту Сергея Мовчана, чью просьбу об отставке президент удовлетворил 20 марта. Источники в министерстве и ФРС говорят, что Мовчан, возглавлявший Росрегистрацию с момента ее основания, не сработался с Владимиром Устиновым, который был назначен министром в 2006 г. и привел свою команду.

Выпускник Свердловского юридического института Сергей Васильев – человек из этой команды. В Генпрокуратуре пробыл четыре года (2001–2005), работал замначальника управления кадров, а в 2005 г. был назначен прокурором Московской области. Бывшие коллеги ярких эпизодов, связанных с его именем, не припоминают. “Специалист нормальный, ошибок вроде не делал, работал ровно, но ничем не отмечен”, – говорит бывший заместитель прокурора Москвы Юрий Синельщиков. В августе 2006 г., вскоре после перехода Устинова в Минюст, Васильев ушел вслед за ним на должность замминистра юстиции, где курировал кадровую работу и вопросы Росрегистрации.

Источник в министерстве говорит, что Васильев не сразу согласился возглавить Росрегистрацию: формально это является понижением. Кроме того, сама служба переживает непростые времена, добавляет другой чиновник: не назначена треть руководителей региональных управлений (более 20 человек из 77 временно исполняют обязанности), предстоит длительный процесс согласования кандидатур с региональными и федеральными властями. Из четырех заместителей, положенных самому директору, на рабочем месте присутствует только один – врио директора Залина Трамова. Остальные с февраля то болеют, то в отпуске. При этом уже сегодня истекает срок представления общественными организациями отчетности, которая по новому закону стала весьма объемной. А с наступлением дачного сезона ожидается приток желающих зарегистрировать право на недвижимость, добавляет источник, что означает рост очередей в учреждениях Росрегистрации.

Среди партий ФРС уже провела зачистку, напоминает эксперт фонда “Индем” Юрий Коргунюк. Если в 2003 г. в России было более 50 партий, то после проверок ФРС на соответствие ужесточенным требованиям закона “О политических партиях” уцелело всего 17. Процесс их ликвидации завершается в Верховном суде. Основной точкой приложения усилий ФРС теперь станут НКО, полагает Коргунюк. Президент Института национального проекта “Общественный договор” Александр Аузан говорит, что в качестве замминистра Васильев, с которым общественники в конце марта обсуждали поправки в закон об НКО на круглом столе, “произвел впечатление вменяемого человека”. Он даже в принципе согласился, что закон об НКО, в котором прописаны совершенно нереальные объемы отчетности, нуждается в поправках, и выразил готовность к совместной работе, заключает Аузан.