Объединить водителей


Идея создать автоклуб общероссийского масштаба родилась у президента и совладельца “Росгосстраха” Данила Хачатурова около года назад. Об этом “Ведомостям” рассказал источник, знакомый с историей создания РАТ. Он уверяет, что клуб был создан по поручению Хачатурова. Собеседник в “Росгосстрахе” подтвердил, что Хачатуров выступил основным инвестором в этом проекте. А сотрудник РСА слышал, что “Росгосстрах” организует свой автоклуб.

Для большинства жителей Великобритании поломка машины в дороге – лишь мелкая неприятность: более 90% из них состоят в автоклубах. Сделав раз в год членский взнос, автолюбитель взамен получает бесплатную помощь на дороге в любое время суток, а в случае необходимости его автомобиль бесплатно же эвакуируют. Эти клубы могут работать как общественные организации, но есть и коммерческие, получающие прибыль. В России тоже есть подобные компании, в частности “Ангел” в Москве и Подмосковье, “Автомобильный клуб России” в Москве и Петербурге, “А-24” в Петербурге. “Но в России автоклубы – это небольшие региональные организации, – рассказывает председатель Межрегиональной общественной организации автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков. – В них состоят лишь несколько процентов российских автомобилистов”.

Товарищество начнет работу летом этого года в 15 крупнейших городах России, рассказал “Ведомостям” представитель компании Александр Громков. По его словам, желающий вступить в клуб водитель должен купить пластиковую карту и активировать ее. Основные услуги, на которые может рассчитывать член клуба, – техпомощь на дороге, эвакуация автомобиля, выезд аварийного комиссара, круглосуточная юридическая помощь, скидки на бензин, запчасти, консультации по покупке и продаже машины. Срок действия пакета услуг – один год с момента активации карты, рекомендуемая цена – 3600 руб., говорит Громков. Продаваться карточки будут на автозаправках, автомойках, станциях техобслуживания, в автосалонах, магазинах запчастей.

Еще один канал привлечения клиентов РАТ – точки продаж “Росгосстраха”, признался вице-президент страховой компании Рафаел Минасбекян: “Повышение качества обслуживания машин снижает убыточность в автостраховании, а страховщики в этом заинтересованы”.

В РАТ рассчитывают, что за два года работы членами клуба станут 370 000 человек, говорит Громков. Прогнозы Минасбекяна скромнее – 100 000 водителей.

На организацию бизнеса РАТ уже потрачено около $1 млн, но, чтобы нанять персонал, закупить технику и договориться с другими службами об аутсорсинге, нужны десятки миллионов долларов, утверждает источник, близкий к РАТ. О сделанных инвестициях и планируемой рентабельности бизнеса РАТ Громков говорить отказался. А Минасбекян отметил, что прибыльности британского автоклуба “АА” на уровне 30% “можно только позавидовать”, добавив, что РАТ надеется выйти на рентабельность через 3–4 года работы. Имя инвестора проекта ни он, ни Громков также не раскрывают. По словам Громкова, “это группа частных лиц”.

Впрочем, ЗАО “Автоассист” – владелец торговой марки РАТ, по данным “СПАРК-Интерфакс”, на 99% принадлежит ООО “Финансово-инвестиционная компания”. Этой компании, в свою очередь, принадлежит 20% акций Русь-банка, подконтрольного семье Хачатуровых. По информации Moody’s, 85% акций банка принадлежит брату Данила – Сергею.

Бывший гендиректор РАТ Игорь Быстров уверен, что бизнес автоклубов может быть очень перспективным в России. И чем больше членов будет у клуба, тем дешевле будет плата за услуги, добавляет он: “Если в России средняя стоимость такого пакета составляет $250–300, то в той же Англии она равна примерно $100”.

Появление на рынке амбициозного конкурента в “Ангеле” восприняли спокойно. Периодически возникают компании, которые хотят занять место под солнцем, но им не известен секрет успеха, который есть у “Ангела”, уверена начальник отдела развития клуба Татьяна Лобазова. Сумму членского взноса, уровень рентабельности и число членов “Ангела” она назвать отказалась, заметив, что “это десятки тысяч человек”.

Связаться с Хачатуровым вчера не удалось.