Подозрительно дешево


Итоги конкурса по продаже 76% акций “Лугансктепловоза” Фонд госимущества Украины (ФГИ) объявил 23 марта, признав победителем Управляющую компанию “Брянский машиностроительный завод” (УК БМЗ). По данным СПАРК на 1 февраля 2007 г., эта компания полностью принадлежит “Трансмашхолдингу”. В прошлую пятницу покупатель перечислил организатору торгов всю сумму, получив взамен акции предприятия, сообщила вчера “Ведомостям” представитель ФГИ. Контроль над “Лугансктепловозом” обошелся “Трансмашхолдингу” в 292,5 млн гривен ($57,9 млн) при стартовой цене в 292 млн гривен.

Но вчера в законности приватизации “Лугансктепловоза” усомнился президент Украины Виктор Ющенко. Он поручил генпрокуратуре и Службе безопасности Украины (СБУ) проверить соблюдение законодательства ФГИ при проведении торгов и “в случае нарушений принять соответствующие меры”, говорится в сообщении на официальном сайте президента Украины. Поводом для проверки стало то, что к конкурсу по продаже “Лугансктепловоза” кроме победителя был допущен лишь Демиховский машиностроительный завод, который также входит в “Трансмашхолдинг”. Два “потенциальных отечественных покупателя – Марганецкий ГОК и “Днепровагонмаш” в конкурсе участия не принимали”, говорится в сообщении. Кроме того, ФГИ собирался продать предприятие гораздо дороже: по предварительным оценкам фонда, от приватизации “Лугансктепловоза” государство должно было получить от 400 млн гривен ($82,8 млн) до 2 млрд гривен ($414,2 млн).

Президент Украины не первый усомнился в законности торгов. Сразу после проведения конкурса о подаче запросов в генпрокуратуру, СБУ и ФГИ сообщила специальная контрольная комиссии Верховной рады по приватизации. Суть претензий комиссии также сводилась к тому, что “к конкурсу были допущены две аффилированные структуры”, в результате чего госбюджет недополучил минимум 200 млн гривен ($41,4 млн). Оспорить итоги торгов в суде собирался и один из несостоявшихся претендентов: представитель Марганецкого ГОКа Марина Переяславская ранее заявляла “Ведомостям”, что представители ГОКа “не были уведомлены о возобновлении” торгов после снятия судебного запрета на продажу акций “Лугансктепловоза” и “не имели возможности” принять в них участие.

Представитель ФГИ Украины вчера сообщил, что не располагает информацией о ведущихся проверках. “Все конкурсные процедуры были осуществлены в полном соответствии с законом, – отмечает он. – А лучшую цену за актив помешали получить многочисленные судебные разбирательства вокруг “Лугансктепловоза” (см. врез). Представитель генпрокуратуры заявил, что ведомство выполняет “все поручения, которые находятся в его компетенции”, но сообщить, на каком этапе находится проверка, отказался. Представители “Трансмашхолдинга” от комментариев отказались.

“Пролоббировать поручение президента могли украинские бизнес-группы”, – полагает эксперт Международного центра перспективных исследований (ICPS) Анна Чередниченко. После вмешательства на самом высоком уровне шансов на то, что итоги торгов будут отменены, становится все больше, добавляет руководитель украинского Центра исследований корпоративных отношений Александр Каменец.