ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ: Дети и машины


Так получилось, что введение обязательного применения детских кресел было отодвинуто на год не без нашего участия, хотя мы, конечно, ни к чему подобному не стремились. Мы защищали владельцев американских машин, оказавшихся вне закона с 1 января 2006 г. В новых Правилах дорожного движения помимо запрета на красные поворотники было прописано и обязательное применение детских удерживающих устройств. Выступив в защиту “американцев”, мы абсолютно не были против детских кресел как таковых, но протестные акции тогда достигли цели, и премьер Михаил Фрадков перенес дату вступления правил в силу на 1 января 2007 г.

Теперь правила, касающиеся детских сидений, действуют, и мы решили исследовать, что изменилось с тех пор. В связи с тем, что в конце апреля ООН проводит первую глобальную неделю по безопасности дорожного движения, мы под эгидой Всемирной организации здравоохранения провели круглый стол по теме “Ребенок в автомобиле и на дороге”. По результатам дискуссии стало ясно, что, продекларировав европейские нормы, государство за год так и не озаботилось созданием механизма их реализации.

Выяснилось, что отсутствует разъяснительная информация по данной теме со стороны ГИБДД и медицинских работников, которых впору самих обучать. Отсутствует наглядная агитация в роддомах, детских поликлиниках, социальной рекламы почти нет, а ее качество не выдерживает никакой критики. Как показывает европейская статистика, большинство родителей неправильно фиксируют и детей, и сами специальные удерживающие устройства. Популяризация детской пассивной безопасности ведется у нас в основном силами частных лиц и коммерческих организаций. Хотя явная социальная, демографическая значимость проблемы предполагает государственное участие в этом вопросе: по статистике ГИБДД (за 2005 г.), число погибших детей-пассажиров составило 35% от общего числа погибших в ДТП детей, а число раненых – 47%!

Совершенно очевидно, что ряд проблем необходимо решать неотложно.

У нас отсутствуют отечественные разработки детских кресел и удерживающих устройств, соответствующих современным нормам безопасности; детские кресла проходят таможенное оформление по разряду “мебель”. Абсурдность этого очевидна. Социальная необходимость минимизации таможенных пошлин на детские средства безопасности бесспорна. У нас отсутствует обязательная их сертификация, что абсолютно недопустимо в отношении товаров для детей; вызывает вопросы перевозка детей в легковых и маршрутных такси; отсутствует развитая система проката детских кресел, которая очень помогла бы родителям, перевозящим детей в автотранспорте не ежедневно, а, например, только во время каникул, праздников или при поездках в другие города; отсутствует программа обучения и соответствующего воспитания пешеходов и будущих водителей в рамках системы образования.

К сожалению, не ведется и статистика того, были ли пристегнуты во время ДТП водители и пассажиры, а также находились ли дети в специальных удерживающих устройствах. Все замечания и предложения мы направим вице-премьеру Александру Жукову, который возглавляет правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения.