Русская четверть


В 2007 г. кинотеатральный рынок США вырастет на 5,2% до $9,9 млрд, обещает в своем исследовании инвестбанк Wedbush Morgan Securities. В 2006 г. американский бокс-офис рос резвее – на 5,5%, но так и не смог повторить установленный в 2004 г. рекорд в $9,54 млрд, дотянув всего до $9,49 млрд. Все дело в снижении качества фильмов, цитирует автора исследования Уильяма Кидда издание Hollywood Reporter. Но в 2007 г., обещает Кидд, проблем с качественным коммерческим продуктом не будет. В прокат выходят продолжения хитов 2004 г. – “Человек-паук – 3”, “Эван Всемогущий”, “Шрек Третий”, “Пираты Карибского моря: на краю света”, “Гарри Поттер и орден Феникса”. Кроме того, свет увидят полнометражный мультфильм о Симпсонах, “Крепкий орешек – 4”, новый мультфильм студии Pixar “Рататуй” и блокбастер режиссера Майкла Бэя “Трансформеры”. Такое изобилие, надеется Кидд, позволит студиям и прокатчикам хорошо заработать.

Заработать они смогут в том числе и на России – ведь все эти фильмы покажут и у нас (см. таблицу). “Начиная с 3 мая на российские экраны будет выходить по потенциальному блокбастеру в неделю”, – говорит президент Universal Pictures International Russia Евгений Бегинин. По его мнению, “в этом году российский рынок преодолеет отметку в $500 млн”. С ним солидарно отраслевое издание “Кинобизнес сегодня”, по прогнозу которого суммарные кассовые сборы в России в 2007 г. составят $490–510 млн (в 2006 прокатном году, с 1 декабря 2005 г. по 27 ноября 2006 г., вышло $412 млн).

Американское кино выполняет на российском рынке роль “основного продукта, который приносит деньги”, указывает директор по прокату компании “20 Век Фокс СНГ” Вадим Иванов. На это лето масштабных премьер российских фильмов не запланировано, констатирует Иванов. По его мнению, причиной тому именно жесткая конкуренция со стороны Голливуда.

“Никто специально премьеры из-за Голливуда не откладывает”, – возражает продюсер Игорь Толстунов. Вряд ли российские кинопроизводители боятся конкуренции, просто на лето не запланировано “больших” отечественных фильмов, согласен президент “CTC Media” Александр Роднянский. Тем не менее он считает, что “в этом году произойдет сокращение сегмента российского кино при сохранении динамики роста”.

Вот уже семь лет доля российского кино в прокатных сборах растет: по данным “Кинобизнеса сегодня”, в 2000 г. было всего $1,5 млн из $34,5 млн (4%), а в 2006 г. – $106 млн из $412 млн (26%). “В этом году в лучшем случае сумма сборов отечественного производителя сохранится на уровне прошлого года”, – полагает Роднянский. А доля, соответственно, упадет. По оценке Толстунова, она составит около 20%.

“Доминирующим фактором роста сборов будет увеличение числа экранов”, – считает заместитель главного редактора журнала “Кинобизнес сегодня” Сергей Некрасов. По оценке президента аналитической компании Movie Research Company Олега Иванова, к концу года число экранов в стране увеличится на 20% до 1441. “Существует объективный рост рынка, который продолжится вне зависимости от качества выпускаемых картин просто за счет появления новых экранов”, – соглашается директор по прокату компании “Каро Премьер” Роман Исаев. При этом он добавляет, что обилие хитов скажется на динамике роста положительно.