РЖД скупает порты


До конца 2007 г. РЖД доведет свой пакет в порте Усть-Луга до блокирующего, купив к 8,5% еще 16,5%, сообщил вчера президент госмонополии Владимир Якунин. Принципиально вопрос решен, осталось обсудить детали, заявил через пресс-службу председатель совета директоров компании “Усть-Луга” Валерий Израйлит.

По словам Якунина, акции будут приобретаться на средства негосударственного пенсионного фонда РЖД “Благосостояние” (под управлением пенсионные резервы – 45,4 млн руб. и пенсионные накопления – 2 млрд руб.). “Мы рассматриваем эти вложения как высокодоходные, – пояснил он. – Стоимость порта за два с половиной года – период переговоров с владельцами – выросла в три раза”. Сегодня объем грузовой базы, который тяготеет к этому порту, превосходит проектные расчеты вдвое: вместо 30 млн т – 60 млн, добавил он.

Чей именно пакет “Усть-Луги” намерена купить РЖД, стороны не уточняют. Группа компаний “Абсолют” не намерена продавать акции порта, сообщил “Ведомостям” источник в банке “Абсолют”. Размывать пакет правительства Ленобласти РЖД точно не будет, отмечает источник, близкий к монополии. Источники в РЖД и “Усть-Луге” говорят, что акции будут выкупаться у Quetar Consultants и Invesport Holding Foundation. Чьи интересы представляют эти компании, “Ведомостям” вчера выяснить не удалось.

На этом аппетиты РЖД не ограничиваются. В феврале компания получила в оперативное управление 16% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП). А вчера Якунин сказал, что монополия хочет довести долю в НМТП также до блокирующей. Он отметил, что монополия ведет переговоры о приобретении долей в портах Владивостока и Находки.

По расчетам аналитика Rye, Man & Gor Securities Олега Судакова, стоимость 16,5% акций “Усть-Луги” может составить $150–200 млн. Усть-Луга – перспективный актив, добавляет Судаков: рентабельность портового бизнеса, особенно в сфере контейнерных перевозок, последние четыре года держится на уровне 50%.