Абсолютный рекорд

С. Николаев

До сих пор никто не выкладывал такие деньги за российские банки. Год назад Raiffeisenbank заплатил за Импэксбанк $550 млн, а Societe Generale – $634 млн за 20% акций Росбанка. Правда, у него есть опцион на покупку недостающих до контроля 30% акций за $1,7 млрд. Итого $2,3 млрд. Ранее ВТБ в несколько приемов купил 75% плюс 3 акции ПСБ за $577 млн, а в прошлом году продал 19,8% Международного московского банка итальянскому UniCredit за $395 млн. В декабре UniCredit заплатил $424 млн за “Атон-Брокер”. Скандинавский Nordea заплатил $314 млн (3,3 капитала) за 86% акций Оргрэсбанка.

Банкиры давно ждали продажи “Абсолюта”. В прошлом году аналитики “Ренессанс Капитала” назвали его одним из наиболее вероятных объектов для поглощения. То, что происходило дальше, лишь усиливало эти ожидания: 7,5% акций банка купила IFC, а сам он раскрыл имена владельцев. Ими оказались пять человек во главе с председателем совета директоров инвестиционной группы “Абсолют” Александром Светаковым – ему принадлежит контрольный пакет.

Так и вышло. Вчера KBC объявила о покупке 92,5% акций “Абсолюта”, оценив весь банк в $1 млрд. Этот средний банк привлек бельгийцев быстрым ростом и хорошей управляемостью, пояснил гендиректор KBC Эндрю Берген. По оценкам группы, “Абсолют” – седьмой в России среди негосударственных ипотечных кредиторов, пятый среди крупных банков по динамике прироста вкладов и 24-й в корпоративном кредитовании. KBC хочет стать единственным владельцем банка и предложила IFC продать 7,5% “Абсолюта”. Корпорация ответит через месяц, обещает советник по инвестициям IFC Томаш Телма.

Продавцы намерены получить деньги к июлю, признался председатель правления группы “Абсолют” Андрей Косолапов. Закрыть сделку планируется в III квартале после одобрения в антимонопольной службе и Банке России.

Акционеры решили, что сейчас удачное время для продажи, объясняет Косолапов: российские банки идут нарасхват, инвесторы стоят в очереди и готовы раскошелиться. Сначала партнеры хотели уступить лишь блокпакет, но иностранцев интересовал только контрольный пакет, рассказывает Косолапов. КВС, по его словам, предложила наиболее адекватную цену, других претендентов Косолапов не назвал. Ранее греческая пресса называла в их числе National Bank of Greece, якобы готовый заплатить 500 млн евро.

Светаков с партнерами начинали свой бизнес в начале 1990-х гг. с торговли электроникой. Она принесла группе “Абсолют” капитал, который затем инвестировался в другие направления, в том числе недвижимость. Банк был создан в 1993 г., но развиваться он начал лишь после кризиса 1998 г. “Освободились ниши, и туда владельцы решили инвестировать, – рассказывает председатель правления банка Николай Сидоров. – Ставка была сделана на торговое финансирование. Это потребовало внедрения международных стандартов ведения бизнеса и отчетности. Когда к 2003 г. портфель этих сделок достиг $100 млн, решено было развивать и другие направления. Пришло время делать ставку на ритейл. Началось с ипотеки, поскольку был понятен сектор недвижимости. Пошла региональная экспансия и продуктовая”.

Средства от продажи пойдут на финансирование девелоперских проектов “Абсолюта”, в том числе на элитный жилой комплекс “ПаркСити” и “Союз”, говорит Косолапов.

КВС оценила банк в 3,8 капитала. Младший директор S&P Екатерина Трофимова считает, что бельгийцы переплатили. В феврале Sweedbank купил контрольный пакет украинского Таскоммерцбанка, исходя из оценки в 4,2 капитала. Сейчас российские банки на подъеме и продажу бизнеса на этапе роста можно объяснить тем, что у собственников нет ресурсов для увеличения капитала, полагает Трофимова. Покупатель не прогадал, несмотря на внушительную цену, отмечает зампред правления Банка Москвы Павел Горбацевич: “Абсолют” недалеко отстал от лидеров, и с ним удобно пускаться в погоню”.