Авиаторам открыли Европу


В феврале Минтранс ограничил чартерные и разовые рейсы в Европу девяти авиакомпаниям – “Ютэйр” (пятая по величине в России), “Атлант-Союзу” (восьмая), “Газпромавиа”, “Лукойл-Авиа”, “Центр-Авиа”, “Татарстану”, “Русскому небу”, “Авиакон Цитотрансу”, “Аэро Рент”. Совершать полеты авиаторы могли только по отдельным распоряжениям российских авиавластей. Правда, руководитель Росавиации Евгений Бачурин говорит, что с тех пор не была отклонена ни одна заявка авиакомпаний на полеты в Европу.

Санкции были введены после консультаций с Еврокомиссией. В 2004–2006 гг. европейские инспектора не раз проверяли самолеты авиакомпаний и нашли многочисленные нарушения. Их замечания касались оборудования в кабинах пилотов, освещения проходов к аварийным выходам в салонах, бортовой документации, ремней безопасности пилотов, огнетушителей, чистоты салонов и проч. Кроме того, претензии у чиновников Еврокомиссии были и к авиакомпании “Пулково”, которую они грозили внестив “черный список”.

Но теперь практически все замечания сняты, рассказал “Ведомостям” Бачурин. По его словам, в пятницу на итоговом заседании в Минтрансе делегация Еврокомиссии под руководством главы управления авиабезопасности Еврокомиссии Роберто Сальварани рекомендовала Минтрансу отменить особый режим полетов в Европу для девяти из 10 авиакомпаний. Европейские чиновники посоветовали продолжить проверки лишь компании “Русское небо”. Бачурин обещает, что в понедельник-вторник Росавиация и Ространснадзор выпустят совместное распоряжение об отмене ограничений по полетам в Европу для всех компаний, кроме “Русского неба”. Представитель Минтранса Тимур Хикматов подтвердил эту информацию. Кроме того, сняты претензии европейских чиновников и к “Пулково”, сообщил в пятницу Минтранс. Представитель Еврокомиссии это комментировать не стал. Он лишь отметил, что решение о снятии санкций должны принимать российские авиавласти.

Авиаторы рады отмене санкций. Гендиректор “Ютэйр” Андрей Мартиросов говорит, что поначалу опасался снижения объема перевозок пассажиров. Ведь они не знали, что большая часть претензий была формальностью, говорит топ-менеджер. Впрочем, гендиректор “Атлант-Союза” Владимир Давыдов отмечает, что инспектора по авиабезопасности тщательнее, чем раньше, проверяли рейсы авиакомпаний. В результате их вылет нередко задерживался на два-три часа, сетует он.

Впрочем, авиакомпаниям еще предстоит немало сделать, чтобы полностью соответствовать европейским нормам по безопасности. В частности, им придется разместить огнетушитель в кабине пилотов, оборудовать световую дорожку к аварийным выходам в пассажирском салоне и проч. Сами авиакомпании этого делать не стали и попросили помощи у конструкторских бюро, разрабатывавших самолеты, говорит начальник управления по безопасности полетов Ространснадзора Виктор Бугай. “Мы ждем оптимальных решений от КБ – сами дырки не сверлим”, – шутит представитель “Газпромавиа”.

Не печалятся о вердикте еврочиновников и в “Русском небе”. В пресс-службе группы “ВИМ-Авиа”, куда входит авиакомпания, “Ведомостям” сообщили, что с августа 2006 г. “Русское небо” не летает в Европу. Компания стала специализироваться на грузовых перевозках внутри России.

Аналитик Rye, Man & Gore Олег Судаков считает, что в ближайшем будущем новые претензии европейских чиновников российским авиакомпаниям не грозят. Впрочем, полностью исключить их вероятность можно лишь после унификации российских и европейских норм по безопасности полетов. На это потребуется не менее пяти лет.