Шанс для менеджера


На прошлой неделе “Нутритек” начал роад-шоу в преддверии размещения акций на российских биржах. Всего акционеры компании планируют продать до 25% ее акций. Завтра будет закрыта книга заявок, а в пятницу “Нутритек” объявит об итогах сделки. Компания уже сообщила, что будет продавать акции в пределах ценового коридора $53–63 за акцию. Таким образом, по итогам сделки капитализация “Нутритека” может составить $729–866 млн.

Если акции будут проданы дороже $58 (т. е. капитализация компании превысит $797,5 млн), “компания выплатит бонус определенным сотрудникам, принимавшим активное участие в подготовке к IPO”. Об этом говорится в меморандуме “Нутритека” (имеется в распоряжении “Ведомостей”). Общая сумма бонуса не превысит $10 млн в рублевом эквиваленте.

После частного размещения в 2005 г. для нескольких десятков сотрудников компании была введена программа фантомных опционов, пояснил близкий к “Нутритеку” источник. Сколько именно сотрудников участвуют в программе, собеседник “Ведомостей” сказать не смог. Он лишь отметил, что, если в ходе IPO акции будут проданы дороже $58, желающие сотрудники смогут реализовать опцион. Их вознаграждение будет рассчитываться как разница между ценой сделки и стоимостью бумаг, по которой они были проданы инвесторам в ходе частного размещения в 2005 г. ($21). “Суммы для каждого сотрудника будут разными: кто-то получит $1 млн, кто-то – $100 000”, – говорит собеседник “Ведомостей”. Существование этой схемы “Ведомостям” подтвердил еще один знакомый с планами “Нутритека” источник. Представитель компании Алексей Богатырев от комментариев отказался.

Фантомные опционы становятся все более популярным способом поощрить сотрудников, говорит старший консультант по системам вознаграждения компании Pynes & Moerner (специализируется на подборе руководителей высшего звена) Екатерина Варга. Она ссылается на данные ежегодного обзора компенсаций компании Watson Wyatt: около 30% компаний, участвующих в обзоре, используют опционные схемы вознаграждения. Из них около 60% пользуются фантомными опционами, говорит Варга.

Из опрошенных “Ведомостями” компаний, которые недавно провели IPO, ни в одной размер денежного бонуса не был напрямую увязан с ценой размещения. В “Разгуляе”, например, бонусы после IPO получили “два десятка человек разного уровня”, вспоминает финансовый директор группы Дмитрий Тюхтенко. “Бонусы были именно за сделку, уж не знаю, повлияла ли цена размещения [по верхней границе коридора]. В зависимости от уровня участия сумма могла достигать нескольких годовых окладов”, – говорит он. А представитель недавно разместившейся крупной металлургической компании вспоминает, что один из заместителей гендиректора получил опцион, другой – бонус в несколько миллионов долларов, который был записан в контракте еще до начала подготовки размещения.

Аналитик “Метрополя” Михаил Красноперов считает, что у сотрудников “Нутритека” неплохие шансы получить бонусы. “По моим предварительным оценкам, капитализация компании приближается к $900 млн, – говорит эксперт. – Выходит, что разместиться по цене выше $58 за акцию вполне реально”.