Похороны эпохи


Вчерашнее утреннее заседание депутаты многих российских парламентов, включая Госдуму, начали минутой молчания. Не вставали лишь депутаты КПРФ. “Умер великий разрушитель России”, – заявил член фракции КПРФ в Госдуме Михаил Заполев. “Мы не только политики, мы прежде всего люди. Не надо кощунствовать”, – оборвал его первый вице-спикер Олег Морозов. Большинство депутатов говорили тепло об ушедшем президенте.

На прощание с Ельциным в храм Христа Спасителя поехали представители всех фракций, кроме КПРФ. Присутствовали все члены высшего совета “Единой России”. Морозов назвал Ельцина неоднозначной, но яркой фигурой. А председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников сказал, что это была величайшая личность, отметив, что завоевания России в начале 1990-х гг. неоценимы.

С раннего утра проститься с Ельциным шли его бывшие соратники – Борис Немцов, Сергей Филатов, Александр Руцкой. Отдельным автобусом к храму подъехала группа губернаторов. Около полудня собралось все руководство страны, последним прибыл президент Владимир Путин с супругой.

Всего, по данным “Интерфакса”, за сутки c Ельциным попрощалось более 20 000 человек. К храму тянулась 800-метровая очередь. Пришли люди разных возрастов и достатка, делится наблюдениями политолог Валерий Хомяков, было видно, что люди благодарны “за глоток свободного воздуха”. Но жить в эпоху преобразований Ельцина хотели бы лишь 1% опрошенных, привел данные 2005 г. ВЦИОМ, в то время как 39% выбрали современную Россию.

Мы ценим Ельцина за то, за что его не любят в России, – такова единодушная позиция европейской и американской прессы. Президентами или премьерами в Москве были представлены все страны СНГ и Прибалтики, кроме Грузии и Латвии. Из дальнего зарубежья прибыли экс-президенты США Билл Клинтон и Джордж Буш-старший. Статусных отставников прислали Италия, Британия, Канада. Никто не приехал из Китая, Индии и Японии.

Сложные отношения с Москвой не помешали приезду президента Эстонии Томаса Хендрика Ильвеса. До его возвращения процедура сноса памятника воину-освободителю не начнется: в Москве могут пройти неформальные консультации по этому вопросу, полагает лидер Конституционной партии Эстонии Андрей Заренков.

Прямую трансляцию церемоний вели все федеральные каналы. После слов Путина о возвращенной Ельциным свободе на краткий момент разрешили говорить элите 1990-х гг. и их лексикон на день изменил телекартинку, полагает политолог Игорь Бунин. Он уверен, что настроение вернувшейся свободы исчезнет с похоронами Ельцина, но теплое ощущение ухода харизматичного, целеустремленного лидера останется.