ГЛОБАЛИСТ: Россия вернется


Борису Ельцину даже после смерти удалось вновь изменить Россию к лучшему.

Изменилась власть. Возможно, ненадолго, но неожиданно проявившиеся человеческие нотки были очевидными. Людям дали возможность прийти и нормально попрощаться с Ельциным, не стали устраивать очередную полицейскую вакханалию, какие случались во время празднования Дня Победы или саммита “восьмерки”. Прощание в храме Христа Спасителя было организовано просто и удобно. Путин перенес оглашение своего послания, объявил траур, прошел пешком за гробом до Новодевичьего кладбища. Даже его обращение в связи со смертью Ельцина было, как мне показалось, достаточно искренним.

Изменилось, пусть и на минуту, телевидение. Государственное ТВ вдруг стало говорить правду о 1990-х. Об обанкротившемся и голодном Советском Союзе, драках в очередях за продуктами, табачных бунтах. О том, что реформы Ельцина позволили России вырулить из катастрофического тупика, в который завел нас коммунистический режим. О том, что развал СССР вовсе не был следствием беловежских соглашений – скорее наоборот, он был предопределен многими другими обстоятельствами, а Ельцин лишь предотвратил более кровавые сценарии развития событий. О том, что пресловутый “расстрел парламента” был на самом деле реакцией на вооруженный националистический мятеж. О том, что “стоять на коленях” нас вынудили последствия десятилетий политики КПСС и низкие цены на нефть, а вовсе не демократия и либеральные реформы. Честно говоря, слушал и ушам не верил – слишком эти интерпретации отличаются от официальных легенд о том времени.

Изменились люди. Пресса и Интернет переполнены самыми искренними обсуждениями и попытками осмыслить произошедшее с нами в 1990-е гг., со всеми их плюсами и минусами, ошибками и достижениями. Смерть Ельцина всколыхнула настоящую волну этих дискуссий. И это здорово, потому что мы слишком увлеклись текущими делами.

Кажется, изменилось отношение к самому понятию “свобода”. Люди вдруг задумались о том, как много свобода значит в нашей жизни, как плохо быть несвободными. Смерть архитектора свободной России напомнила нам о завоеванных ценностях, которые сегодня, как никогда, нуждаются в нашей защите.

Для пришедших попрощаться с Борисом Ельциным, уверен, изменились представления о российском обществе. Многие отмечали, сколько в этой толпе было хороших людей, одухотворенных лиц, молодежи. По разговорам становилось понятно, что попрощаться с Ельциным пришли люди, у которых есть настоящие ценности помимо “стабильности” и доходности, которые верят в Россию, пытаются своими руками построить для нее лучшее будущее. Сегодня у таких людей мало возможностей собираться вместе. Недостаточно поводов: не хочется поддерживать власть, но нет и оппозиции, которую имело бы смысл поддерживать. К тому же за последние 20 лет накопилась большая усталость от политики и политиков.

Однако первый президент России вновь дал нам возможность встретиться и убедиться, что россиян, не поддавшихся бацилле цинизма и равнодушия, много, очень много.

Это дает надежду. Ощущение того, что Россия далеко не безнадежно увязла во лжи и коррупции, что она живет и дышит, у нее есть будущее, и она еще вернется. Понимание, которого так не хватало в последнее время. Спасибо Борису Ельцину за это.