СЕПАРАТИЗМ: Балканы требуют деликатности


Балканы исторически требуют особой деликатности в проведении там границ или поисках правых и виноватых. Например, сербы считают Косово колыбелью своей культуры. А косовские албанцы отвечают – мы пришли сюда раньше славян. Так всегда бывает, когда историю хотят превратить в прикладную политику. Исторические претензии требуют согласия сторон на точку отсчета, на дату, от которой вести споры. Но согласие недостижимо. У каждой стороны на этот счет свои “научные теории”, свои неврозы. И поиски “ретроспективной легитимности” потерь или приобретений территорий заканчиваются ничем.

Албанцы обвиняют сербов в геноциде, а сербы – их. И те и другие – правы. После первой балканской войны 1912–1913 гг. сербы присоединили Косово. И занялись там этническими чистками. В 1941 г. Косово поделили между собой Болгария, Италия и Германия. Ясно, что на этот раз этнически чистили сербов. А из косоваров сформировали эсэсовскую дивизию “Скандербег”. После 1945 г. Косово вновь в составе Югославии. Тито, опасаясь резни, не пустил сербов в край. Но скрытый конфликт между общинами не прекратился. И был готов перейти в открытую форму с 1987 г., после того как Милошевич обузил конституционные права Автономного края Косово. Национализм не остановил крушение коммунистической системы в Югославии.

Все, что затем последовало, известно. В Косове началась война с обоюдными преступлениями против человечности. До сих пор четкой оценки виновных в жертвах Рачака нет. В 1998 г. Освободительная армия Косово (ОАК) потерпела поражение от Югославской народной армии. Международное сообщество на конференции в Рамбуйе занялось дипломатией. Сербия там настаивала, чтобы последнее слово о статусе Косова оставалось за ней. Однако участники конференции однозначно это требование не удовлетворили.

Началось бомбометание с самолетов НАТО. А когда война закончилась, Югославия получила то, что добивалась в Рамбуйе. Как говорится, товары разные, а цена одна. Этому, кстати, активно содействовала Россия. В июне 1999 г. появилась резолюция Совета Безопасности ООН 1244. В ней предусмотрена территориальная целостность Сербии. Согласно резолюции беженцы и сербские силовики возвращаются в Косово, этнические меньшинства и их культурные ценности должны быть защищены. И главное. Совет Безопасности решил, что последнее слово в определении судьбы Косова – за Белградом.

До сегодняшнего дня только единицы сербов рискнули и вернулись в свои дома в Косове. А 230 000 беженцев сделать это побоялись. Сербы живут и передвигаются в крае под охраной сил НАТО. В местных силах по защите Косова служат бывшие боевики ОАК. Эта армия одно время числилась в американском перечне террористических организаций. Косовские полицейские, по данным экспертов, замешаны в преступлениях против человечности и уголовных делах. Кстати, против действующего премьера Косова Белград представил обвинения в гаагский трибунал.

Резолюция 1244 не выполнена. Однако США и представители Евросоюза в Совете Безопасности ООН одобряют план “подконтрольной независимости” Косова. Россия с этим планом не согласна. Она считает, что надо прежде всего выполнять уже принятую резолюцию по Косову, продолжать переговоры Белграда с Приштиной. Наконец, Россия в особенности настаивает на том, чтобы судьба Косова решалась только при обоюдном согласии Белграда и Приштины.

Не совсем понятно и в чем “подконтрольность” независимости Косова. Ведь у края будет свой флаг и герб, свои деньги, право заседать в международных организациях и иметь собственные “легкие” вооруженные силы. Сторонники такой независимости утверждают, что у нее альтернативы нет – косовары готовы погрузить край в хаос. Эксперты этот довод убедительным не считают. Они говорят, что речь идет о шантаже. И проводят аналогии с насилием, которое периодически потрясает Палестину. Из чего, как известно, независимый статус Палестины автоматически не следует.

Не означает ли независимость Косова шага к созданию Великой Албании? Это не единственный по своим претензиям проект. Известны, например, Всемирный Халифат, Великий Туран. Европейское сознание всерьез эти устремления не принимает. Между тем бывает, что к иррациональным целям стремятся вполне даже рациональными способами. В части стрельбы, взрывов, этнических чисток, уничтожения мирного населения. Дело не в Великой Албании, а в дестабилизации Балкан. Дело в прецеденте, который неизбежно возникнет, как только Приштина получит независимость без согласия Белграда.

Сторонники независимости Косова приписывают ситуации некую уникальность. Иначе говоря, Косово не послужит примером прочим претендентам на отделение. Имеют в виду прежде всего Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье. Говорят, уникально то, что Косово якобы способно независимо существовать. А Абхазия и Южная Осетия достанутся России. Это не убеждает. Если Косово будет отделено от Сербии вопреки международному порядку, ни мораль, ни право не помешают России признать независимость и Абхазии, и Южной Осетии, и Приднестровья.