КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Отступать некуда


Автомобильному холдингу “Русские машины” Олега Дерипаски мало заводов в России и Великобритании. На прошлой неделе компания подала заявку на участие в торгах по продаже 95% акций румынского автозавода Daewoo Automobile Craiova. Проектная мощность предприятия составляет 300 000 машин (производит Daewoo Matiz, Cielo (в России продается под названием Nexia), Nubira и мини-вэн Tacuma) и 200 000 бензиновых двигателей объемом 1,5–1,6 л в год.

На первый взгляд поход “Русских машин” в Румынию не является экстраординарным событием. Год назад компания приобрела у DaimlerChrysler завод (сейчас он монтируется под Нижним Новгородом) по производству Chrysler Sebring. Этот автомобиль под новым названием появится в продаже в феврале следующего года. Затем “Русские машины” стали владельцем британской LDV (выпускает коммерческие автомобили Maxus).

Но на сей раз менеджеры “Русских машин” одержимы гораздо более масштабной идеей. Группа хочет разработать бюджетный легковой автомобиль, утверждает источник, знакомый с позицией руководства группы. Сам Дерипаска в январском интервью “Ведомостям”, отвечая на вопрос об возможности покупки “Русскими машинами” доли в “АвтоВАЗе”, говорил, что пассажирское автомобилестроение – “слишком сложное производство и, чтобы догнать иностранцев, нужно много усилий”. “Но даже сейчас при большом желании в нашей стране совместно можно создать “народный автомобиль” с заводской ценой ниже $8000”, – отмечал предприниматель.

Правда, у “Русских машин” совсем нет опыта создания новых автомобилей. Не зря компания покупает за рубежом уже готовые продукты, которые затем пытается адаптировать к российским условиям. К тому же приобретение бывшего завода Daewoo не даст “Русским машинам” мгновенной отдачи. Ведь власти Румынии в качестве одного из условий торгов уже запретили победителю вывозить завод за пределы страны. И задачу наладить производство бюджетных автомобилей тоже никак нельзя назвать легкой. Традиционно эту нишу занимает продукция “АвтоВАЗа”. Но сейчас ей на пятки наступают дешевые корейские и китайские автомобили, а также Renault Logan. Кроме того, не стоит забывать, что производством бюджетных автомобилей, в том числе и для России, хотят заняться Toyota, GM и Nissan.

Однако в последнее время чиновники и топ-менеджеры “Рособоронэкспорта” все с большим удовольствием стали рассуждать на тему возможного объединения ГАЗа (им управляют “Русские машины”) и “АвтоВАЗа”. А в минувшую субботу глава “Рособоронэкспорта” Сергей Чемезов и вовсе назвал такой вариант событий “политически правильным решением”. Сам Дерипаска в январе категорически опровергал возможность такого развития событий. Но, похоже, менеджерам “Рособоронэкспорта” не под силу ни самим спасти “АвтоВАЗ”, ни привлечь для него зарубежного партнера. Не исключено, что стратегического инвестора придется искать в России. А кроме “Русских машин” других претендентов на эту роль у нас в стране не наблюдается.