ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ


Пути гражданства

На статью “Эстонию сносят с прилавка” (№ 78 от 2.05.2007, стр. Б7)

[Неверно высказанное в форуме мнение, что] существенная часть населения страны не может получить гражданство страны своего постоянного проживания и не имеет иного гражданства.

На самом деле ситуация такая.

Любой житель, допустим, Эстонии, имеющий право на получение российского гражданства, может прийти в российское консульство и это самое гражданство получить.

Я сам так сделал в 1995 г. и приобрел российское гражданство за один день.

Точно так же любой желающий получить эстонское гражданство, если он не имеет на это право как потомок граждан Эстонской Республики 1920–1940 гг., может сдать экзамен по эстонскому языку, выполнить еще несколько несложных формальностей – и стать гражданином Эстонии.

Так поступило несколько моих знакомых.

Третий путь, который тоже выбрало немало жителей Эстонии, – не дергаться и жить вообще без гражданства.

Начиная с этого года все они получили право на безвизовый въезд в страны Евросоюза.

Так что каждый выбирает, что ему нужнее.

Игорь Маринин, Москва

Как работает IPO

На статью “Любой ценой” (№ 78 от 2.05.2007, стр. А1)

Представьте, что в магазин с холодильниками зашла группа братков, да еще в сопровождении юриста и инспекторов ФАС и Роспотребнадзора. И попросили отгрузить им холодильники “на все”. Вы, конечно, можете задрать цену, но у них есть много средств в распоряжении, чтобы привести вас в чувство, начиная от дорогостоящих судебных исков и отзыва лицензии до давления своим “моральным” авторитетом. Скорее всего, вы не просто продадите им по рыночной цене, но и сделаете скидку как особо уважаемым клиентам. Ну а если в этот момент в магазине окажется пара работяг, то они тоже имеют шанс купить по льготной цене. Не станете же вы торговаться в присутствии инспекторов.

Подобным образом и на финансовых рынках крупные инвесторы и банки выступают в роли “братков”, которые просто “просят” назначить приемлемую цену за акции. И у них есть много средств повлиять на продавцов акций, если цена окажется завышенной. Ну а мелким инвесторам просто повезло купить акции на халяву по одной цене с “братками”.

Андрей Лукашов, Москва

Средняя разнообразовательная

На статью “Отметка учителю” (№ 76 от 27.04.2007, стр. А4)

Миф о всеобщем среднем образовании – одно из величайших всемирно-исторических надувательств ХХ в. Достаточно пролистать учебники для старших классов по математике, физике, химии, биологии, чтобы осознать неспособность огромной части учащихся освоить материал такой сложности и таких объемов даже ценой героических усилий, которые подавляющее большинство школьников к тому же вовсе не склонно прилагать. Соответственно, знания современного школьника и гимназиста соотносятся так же, как нынешние 15 руб. и царский империал.

Всеобщее среднее образование не может быть отменено, но оно может стать разноуровневым. Система среднего образования, ориентированная не на общественный вкус, а на достижение образовательных результатов, должна представлять собой даже не пирамиду, а две пирамиды с общим основанием. Верхнюю часть должны составлять несколько сотен элитных школ по всей стране с очень высоким уровнем преподавания, прообразом которых можно считать знаменитый колмогоровский интернат при МГУ. Понятно, что даже самая высокая кредитоспособность родителей не сможет стать пропуском в такие школы для недостаточно способных и подготовленных учеников. Именно эти школы должны будут питать абитуриентами ведущие вузы страны. Среднюю часть, ближе к основанию обеих пирамид, должны составлять действительно средние школы, где средним школьникам следует давать возможно более глубокие знания. Это станет возможным только при наличии школ низшего уровня, своего рода отстойника, куда необходимо “спускать” тех, кто не может и/или не хочет учиться, чтобы не мешали учителям учить остальных, а остальным – учиться. И в средней, и в высшей школе действует “закон наименьших” – уровень преподавания определяют самые слабые. Если у учителей не будет нормальных условий для работы, включая нормальных учеников, то не помогут никакие ассигнования и даже более чем уместная прибавка к жалованью.

Катастрофическая деградация среднего образования уже привела к тому, что автору приходится учить студентов экономического факультета вычислять проценты – и это отнюдь не единичные случаи. Спасение высшего образования едва ли возможно без глубочайшей реформы среднего, болезненной реформы, требующей решительного отказа от популизма.

Вячеслав Шупер, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, профессор РУДН

Не страшно

На статью “Деньги скоро кончатся” (№ 74 от 25.04.2007, стр. А1)

Ничего страшного в том, что эмиссия перестанет носить “валютный” характер, а станет осуществляться на “кредитной” основе, нет – это абсолютно здоровая и, более того, типичная практика ЦБ ПРС (промышленно развитых стран. – “Ведомости”).

Утверждение относительно отрицательного сальдо торгового баланса... даже не столько сам тезис, сколько последствия. На фоне описанных процессов до 2010 г. будут осуществляться масштабные внешние корпоративные заимствования (если не произойдет “заката Европы”, а это практически невозможно), соответственно, никакого ощутимого “гэпа” возникнуть не должно...

Дмитрий Харлампиев, ведущий аналитик банка “Петрокоммерц”, Санкт-Петербург