Человек-факел


В интервью “Ведомостям” в 2002 г. Рудяк рассказывал, как в 1988 г. ему удалось заработать на строительстве артезианских скважин более 100 000 руб. Эти деньги пошли на разработку проекта реконструкции канала им. Москвы, который был показан министру речного флота Леониду Багрову.

“Видимо, чтобы отвязаться от меня, он позвонил начальнику канала Быкову, – вспоминал Рудяк. – Тот сказал, что мы строим новый канал, что государство выделило на это 2 млрд руб. и альтернативных проектов ему не надо. Я говорю, что я восстановлю за пять лет, а не за 10, как они. Нужно будет гораздо меньше денег”. Сперва Рудяку и товарищам отдали заказ на реконструкцию одного шлюза, а затем и всего канала, который был сдан госкомиссии в 1993 г.

Этот проект фактически и послужил началом “Ингеокома”.

Сейчас у компании более 10 дочерних компаний в России и за рубежом (строит в 12 странах), всего в объединении работает более 8000 сотрудников. Финансовые показатели компании неизвестны. В этом году журнал Forbes оценил состояние Рудяка в $970 млн (64-е место в списке).

Рудяк смог получить подряды на одни из самых выгодных, но и самых сложных проектов, причем не только в России, но и за рубежом: храм 1000-летия Крещения Руси, паркинг для Папы Римского в Ватикане, тоннели в Гамбурге и Фландрии, торгово-развлекательный комплекс “Атриум” на площади Курского вокзала, котлованы под гостиницу “Москва” и “Интурист” (сейчас – Ritz Carlton) рядом с Кремлем и ядро центра “Москва-Сити”, стадион для футбольного клуба ЦСКА на Песчаной улице. Причину успеха компании сам Рудяк объяснял лаконично: “Цены и сроки”.

Одним из самых значимых проектов “Ингеокома” стала победа в тендере на строительство тоннеля под проливом Босфор с азиатской в европейскую часть Турции. Компания также собиралась принять участие в строительстве железной дороги в Коста-Рике, метро в Строгине.

Михаил Рудяк уже был однажды на пороге смерти. В 2000 г. он попал в тяжелую аварию, катаясь на снегоходе, и находился в коме. Представитель мэрии Москвы говорит, что та авария и послужила причиной тяжелой болезни.

В одном из интервью Рудяк рассказывал, что во время его отсутствия по болезни на “Ингеоком” стали давить со всех сторон – конкуренты, чиновники. “А те, кто остался руководить компанией, которым, я считал, можно доверять, как самому себе, пропускали один удар за другим. Я потом долго расхлебывал то, что было сделано за время моего отсутствия, отдавал долги <...> Я собрал все силы, работал круглые сутки, и компания вновь поднялась”, – вспоминал он.

Примерно в это же время Рудяк был назначен советником мэра Москвы. Сам Рудяк факт использования служебного положения на благо компании опровергал: “Если бы дело было только в моей общественной должности, “Ингеоком” вряд ли смог бы выигрывать тендеры в других городах России и за рубежом. Взять хотя бы объекты, которыми стоит гордиться, потому что именно мы их делали: реконструированный Рязанский кремль, Гостиный двор в Казани, Вилюйскую ГЭС в Якутии”.

На должности советника мэра он успел поучаствовать в скандале со строительством Лефортовского тоннеля. Заместитель Лужкова по инфраструктурному строительству Борис Никольский предлагал прорыть его за $2 млрд и даже отдал этот подряд компаниям “Организатор” и “Трансстрой”. Рудяк же сумел убедить Лужкова в снижении сметы проекта до $1 млрд, и заказ на его строительство получил его “Ингеоком”.

В 2002 г. следственное управление при УВД Западного округа на основании проверок контрольно-счетной палаты Москвы возбудило уголовное дело в отношении руководства компании “Ингеоком КРК” (входит в объединение “Ингеоком”). Ей вменяли перерасход бюджетных средств на $43,2 млн при строительстве “Атриума”. Но спустя несколько месяцев это дело закрыли, так как контрольно-счетная палата отозвала претензии к компании.

Помимо “Ингеокома” Рудяк вместе с Олегом Андреевым и Леонидом Огородниковым владел холдингом “Каро”.

Дмитрий Гаркуша, девелопер строительства “Москвы”, сотрудничавший с Михаилом Рудяком, вспоминает о нем как о профессионале высокого класса: “Честный, порядочный. Человек, который всегда выполнял взятые на себя обязательства”.

“Миша был человеком, который всегда всем помогал, даже если он человека видел раз в жизни. Таких добрых, благородных и честных людей нет и не будет”, – печалится близкий друг Михаила Рудяка Леонид Казинец.

“Судьба била его не раз, но он всегда поднимался с колен, – восхищается руководитель департамента имущества Москвы Владимир Силкин. – Он всегда больше думал об окружающих, чем о себе”.

Гендиректор ГУП “Центр-Сити” Борис Ланцман называет его “человеком-факелом”, который всегда мог зажечь своей энергией окружающих: “Однажды мы просидели с ним в аэропорту в Цюрихе в ожидании рейса 4,5 часа. За это время он придумал несколько интересных идей и, к моему удивлению, реализовал их спустя пару месяцев”.