Плата за скрытность


Представитель Газпромбанка отказался комментировать решение ФАС. Оно может осложнить планы нынешних акционеров в отношении предприятий, входящих в ОМЗ, опасается независимый член совета директоров ОМЗ Сергей Скатерщиков. На базе Уралмашзавода уже решено создать СП с “Металлоинвестом”, который оплатит свою долю деньгами и акциями предприятия “Ормето-ЮУМЗ”. Атомные активы ОМЗ должны войти в новую компанию, о создании которой в 2006 г. договорились “Атомэнергомаш” и Газпромбанк. В нее же попадет и завод “ЗиО-Подольск”, контроль над которым в прошлом году получили структуры Росатома.

За разрешением консолидировать до 95% акций ОМЗ ЗАО “Форпост-Менеджмент” обратилось в ФАС в июне 2006 г. В пятницу служба сообщила, что вынесла отрицательный вердикт. Закон “О защите конкуренции” предусматривает такую возможность, если сделка ведет к ограничению конкуренции или представленные в ФАС документы недостоверны. “Форпост-Менеджмент” указал в ходатайстве, что владеет 19,9% акций ОМЗ, но реальный размер пакета, контролируемого компанией, оказался другим, пояснил начальник управления ФАС Алексей Ульянов. Кроме того, ЗАО не раскрыло полной информации о своих бенефициарах, поэтому ФАС не смогла установить, может ли сделка иметь негативные последствия для конкуренции, говорит он.

Связаться с представителями “Форпост-Менеджмента” и его гендиректором Владимиром Юрковым, входящим в совет директоров ОМЗ, не удалось. По данным “СПАРК-Интерфакс” на февраль 2007 г., совладельцы ЗАО – ООО “Аква-Сейт” и ООО “Фидио”, которыми владеют граждане РФ (см. врезку). В числе акционеров ОМЗ ЗАО появилось в апреле 2006 г. Чуть ранее ОМЗ сообщила, что “контроль над более чем 75% акций” компании консолидировала “группа инвесторов, членом и представителем которой является Газпромбанк”. Затем банк объявил оферту на выкуп еще 19% акций ОМЗ, но впоследствии отчитался, что смог приобрести лишь 5,12% акций компании. Источник в Газпромбанке утверждает, что этот пакет в итоге также был перепродан “Форпост-Менеджменту”.

По словам представителя “Металлоинвеста”, в компании уверены, что планы по созданию СП не будут сорваны, “ведь стороной в сделке выступает ОМЗ, а не ее акционеры”. Гендиректор “Атомэнергомаша” Кирилл Комаров от комментариев отказался.

“Если ФАС установит, что без согласия службы более 25% акций ОМЗ купили связанные между собой структуры, минимум, что им грозит, – это штраф”, – говорит ведущий юрист фирмы “Частное право” Кирилл Чоракаев. Недавно ФАС оштрафовала на 1000 МРОТ (100 000 руб.) “дочку” Газпромбанка – “Статус”, который закрыл сделку по покупке 50,6% акций “Сибнефтегаза” одновременно с подачей ходатайства в ФАС. “ФАС также может обратиться в суд с иском о признании сделок по покупке акций ОМЗ недействительными, но для этого службе нужно будет доказать, что эти сделки могут привести к ограничению конкуренции на рынке”, – говорит эксперт. Ульянов не сказал, рассматривает ли ФАС такую возможность.