Бензиновый рост


Новые игроки приходят и на вторичный рынок. В прошлом году “Роснефть” приобрела три АЗС и пять незастроенных участков в городе у компании “Севзапнефть”. Как сообщили в пресс-службе “Роснефти”, компания введет четыре новые АЗС в Петербурге до сентября, еще одну – в следующем году. Стратегический план “Роснефти” – построить сеть из 40 АЗС к 2010 г. Представитель пресс-службы компании утверждает, что возможно как строительство станций на новых участках, так и покупка действующих у местных игроков.

В ближайшие полтора года в Петербурге должно появиться более 130 новых заправок. В марте 2005 г. торги Фонда имущества на право строительства АЗС на 30 участках выиграл “Лукойл”, еще 30 участков компания получила на торгах в середине 2006 г. В декабре 2005 г. на городском аукционе по продаже лота из 15 участков победила ТНК-ВР. А “Газпром нефть” стала победителем торгов на лот из 60 участков в июле прошлого года. Согласно условиям всех торгов, АЗС на этих участках должны заработать в течение двух лет с момента заключения договора города с компанией.

В этом году “Лукойл” закончил осваивать первые 30 участков, рассказал “Ведомостям” гендиректор “Лукойл – Северо-Западнефтепродукт” Владимир Калуженов. По его словам, за I квартал компания ввела 23 новые АЗС, еще семь заправок “Лукойл” запустит до конца мая. Еще 30 участков из второго лота находятся в разработке, заправки на них будут построены до середины следующего года. В пресс-службе ТНК-ВР заявили, что компания полностью выполнит условия города и введет все АЗС до конца года. В “Сибнефть Северо-Запад”, отвечающей за развитие сети “Газпром нефти” в Петербурге, отказались от комментариев.

Городская сеть АЗС к концу 2008 г. вырастет почти в полтора раза, что приведет к радикальному снижению продаж с одной станции, считает президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин. По его оценке, средние продажи топлива на одной городской заправке упадут с нынешних 12–15 т в сутки до 8–10 т.

АЗС “Лукойла” в городе продает в среднем 10,1 т топлива в сутки, тогда как по Северо-Западу – около 9 т, говорит Калуженов. К концу следующего года прокачка, по его словам, составит чуть более 7 т в сутки, что является порогом рентабельности для компании.

Рынок Петербурга растет быстрыми темпами, поэтому он еще в течение нескольких лет будет интересен для развития автозаправок, говорит представитель “Роснефти”.

Менеджер одной из крупных нефтяных компаний считает, что пока топливный рынок Петербурга обладает большим запасом прочности. По его оценке, АЗС в городе можно закрывать, если она продает менее 4,5 т бензина в сутки, однако большинство АЗС далеки от этого показателя.

Заправки “Фаэтона” в среднем продают около 18 т топлива в сутки, утверждает Антон Иванов, управляющий директор сети “Аэро” (входит в “Фаэтон”). По его словам, компания планирует ввести в 2007 г. четыре новые станции под маркой “Фаэтон” и еще около 10 АЗС “Аэро”. В “Фаэтоне” полагают, что благодаря удачному местоположению заправок даже с учетом роста городской сети существенного снижения продаж каждой заправки не произойдет, уверяет Иванов.

По оценке Ашихмина, порог рентабельности для вертикально-интегрированных компаний колеблется около 5 т в сутки на каждой АЗС, для независимых трейдеров – около 15 т. Этих показателей они могут достигнуть уже к 2009 г., и тогда местным игрокам придется избавляться от невыгодных станций.