ВЕКТОР


Гадание по ЦБ

Аналитики банка ING опубликовали исследование “Рубль на подъеме”. Они считают, что близится очередное 10-копеечное укрепление бивалютной корзины. Сальдо торгового баланса снижается, но остается впечатляющим, а больший, чем ожидалось, приток капитала ($13 млрд в I квартале) резко усиливает предложение долларов. Это создает фундаментальные причины для укрепления рубля.

Текущей причиной его укрепления, по мнению ING, будет рост инфляции в мае. Именно на повышение цен отреагирует ЦБ – и сделает рубль более твердым. Еще одно укрепление аналитики обещают в сентябре – по тем же причинам.

Рассуждения ING логичны и, вполне вероятно, будут подтверждены действиями ЦБ. Однако февральское укрепление рубля прошло абсолютно неожиданно для большинства экономистов – вскоре после публикации данных о низкой январской инфляции. Если ЦБ хочет лишить куска хлеба спекулянтов, которые научились предугадывать его действия по инфляции, ему стоит и впредь действовать вопреки логике аналитиков.

Преждевременная покупка

В середине мая “Российские железные дороги” проведут в Москве переговоры с финской компанией Transtech о создании совместного предприятия по выпуску двухъярусных пассажирских вагонов. Финны сделали РЖД предложение около месяца назад. Представители компании успели съездить в Хельсинки посмотреть на новинку. По словам вице-президента РЖД Михаила Акулова, вместимость одного такого вагона равна двум обычным, он рассчитан на скорость до 200 км/ч. Количество вагонов и их стоимость еще не обговаривались. Известно, что они будут использованы на южных направлениях. Transtech не первая иностранная компания, с которой монополия готова строить высокоскоростной подвижной состав. В 2004 г. РЖД (еще под руководством Геннадия Фадеева) и Siemens подписали соглашение о совместном производстве электропоездов со скоростью до 250 км/ч. Их производство начнется в июне этого года в Германии. К 2008–2010 гг. РЖД ждет восемь поездов из 10 вагонов каждый. Первыми почувствовать быстроту немецких “электричек” должны будут пассажиры маршрута Москва – Санкт-Петербург. Но когда? О скоростном движении в России заговорили в конце 90-х. Приоритетными направлениями выбрали Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Хельсинки. Сегодня, почти 10 лет спустя, по этим магистралям двигаться со скоростью до 250 км/ч можно на “отдельных участках”. В апреле, встречаясь с Владимиром Путиным, президент РЖД Владимир Якунин обещал завершить строительство скоростной трассы между российскими столицами к 2015 г. Не рановато ли обзаводиться поездами?

Свежо предание

“Сургутнефтегаз” давно слывет одной из самых бережливых нефтяных компаний страны. По оценкам аналитиков, на начало года он скопил $15–16 млрд. Но самыми заметными покупками компании последних лет стали акции телекомпании “Рен ТВ” и банка “Россия”.

Возможно, скоро “Сургут” потратит свои деньги. Гендиректор компании Владимир Богданов рассказал, что рассматривает возможность покупки контрольных пакетов акций территориальных и оптовых генерирующих компаний (ТГК или ОГК). Каких именно, он не назвал. Несколько лет назад Богданов уже заявлял о планах купить Сургутские ГРЭС, которые компания снабжает газом. Они вошли в разные ОГК, но у Богданова появится возможность купить активы в ближайшее время. Сейчас идет подготовка размещения допэмиссии акций ОГК-4, куда входит Сургутская ГРЭС-2, в конце года может пройти размещение акций ОГК-2, в которую входит Сургутская ГРЭС-1. Богданова может заинтересовать ТГК-10, станции которой расположены в Тюменской области, и ОГК-6, в которую входит Киришская ГРЭС на северо-западе страны, говорят эксперты.

Кроме покупки энергоактивов, “Сургут” планирует построить новый НПЗ в Ленинградской области, сказал Богданов. Строительство завода позволит увеличить глубину переработки сырья, а также общий объем переработки до 36 млн т. Приблизительная стоимость проекта “Кириши-2” составит порядка $12 млрд, сказал Богданов. По оценкам экспертов, на аналогичные проекты за рубежом компании тратят в полтора-два раза меньше.

Реализуются ли планы Богданова на этот раз – сложный вопрос. Он не раз заявлял о намерении потратить деньги компании, но до сих пор копилка “Сургута” только пополняется.

Начать с себя

Между Мининформсвязи и Минэкономразвития разгорелся новый спор, на сей раз – по поводу госзакупок компьютерных программ для российских школ. Не секрет, что многие школы используют пиратские программы, но государство хочет уже к началу нового учебного года изменить ситуацию. Мининформсвязи предлагает закупить набор программ для каждого компьютера – операционную систему Windows, антивирус Касперского или “Доктор Веб” и т. д. Минэкономразвития опасается, что ставка на Windows усилит позиции монополиста – Microsoft, и предлагает оснастить школы бесплатной операционной системой Linux. Но закупки программ для российских школ едва ли сильно изменят положение Microsoft на рынке. Согласно исследованию, проведенному летом 2006 г. компанией OneStat.com, Windows используют 96,97% всех подключенных к Интернету компьютеров в мире, еще 2,47% работают с операционной системой MacOs. А под Linux работают всего 0,36% подключенных к Интернету компьютеров в мире! Нежелание чиновников тратить деньги на покупки программ у монополиста можно понять. Но, возможно, смелый антимонопольный эксперимент стоило бы начать не со школ. Ведь большинству детей, научившихся работать с Linux, потом наверняка придется переучиваться на Windows. А компьютерную технику в России закупают не только школы, но и другие госучреждения – в том числе и входящие в структуру Минэкономразвития.