Возвращение Bain & Co


15 мая одна из крупнейших в мире консалтинговых компаний – Bain & Company планирует объявить о начале бизнеса в СНГ, рассказал “Ведомостям” партнер компании Майкл де Чиллери. В Москве и Киеве будет работать единая команда консультантов под руководством трех партнеров – его, Роберта Шауса и Юрия Спекторова. О возвращении Bain слышали и в компаниях-конкурентах. По словам де Чиллери, на первом этапе в Bain будет работать 20–30 человек. По мнению сотрудника крупной консалтинговой компании, это означает, что у компании уже есть на примете 4–5 проектов, ведь одним, как правило, занимается не более пяти человек. Больше всего работы у компании будет в секторах финансовых услуг, энергетики, строительства, ритейла и потребительских товаров, а также в сфере консультирования прямых инвестиций, считает де Чиллери.

Bain & Co наряду с BCG и McKinsey входит в тройку крупнейших консалтинговых компаний в мире. Bain вела в России бизнес до 1998 г. Де Чиллери, который до сих пор работал в Bain в Лондоне, Бостоне и Нью-Йорке, говорит, что, несмотря на отсутствие офисов в СНГ, компания не теряла связь с регионом, работая здесь как с зарубежными, так и с местными клиентами.

Bain заинтересовалась российским рынком первой из крупных международных фирм в начале 90-х, рассказывает президент “Ренессанс Капитала” Игорь Сагирян. Он был гендиректором совместного предприятия Bain-Link, образованного тогда в результате покупки Bain & Co небольшой консалтинговой компании Link. Другим руководителем СП стал Джимми Аллен, сейчас – старший партнер Bain & Co в Лондоне. Всего в компании насчитывалось около 30 сотрудников. “Работали над проектами приватизации, реструктуризации промышленных предприятий”, – говорит председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов, работавший консультантом Bain в 1994–1995 гг. “Надо было изучать компании Северо-Западного региона. Приходилось сидеть в Ленинской библиотеке в Химках, одним из реальных источников правдивой информации о предприятиях оказались заводские многотиражки”, – вспоминает он. Клиентами в разное время были такие компании, как ЮКОС, ММК, “Сиданко”, “Татнефть”, British American Tobacco. При участии Bain одним из первых основал “дочку” в России французский банк Credit Lyonnais. За несколько лет более сотни сотрудников Bain были отправлены на учебу в бизнес-школы США, а после кризиса сотрудникам московского офиса была предложена работа в офисах Bain в других странах, говорит Сагирян.

Вчера на сайте Московского физико-технического института висело объявление о том, что 22 мая Bain & Company “проводит отбор лучших студентов на работу в новом, недавно открывшемся офисе в Москве”. “Bain считается великолепной школой для молодежи”, – утверждает Сагирян, который был одним из руководителей старого офиса компании. Сейчас выходцы из Bain работают в крупнейших компаниях: например, Александр Савин – управляющий директор “А1 Групп”, а Александр Горбунов – член совета директоров МТС.

Гендиректор “Русский стандарт – Страхование” Николай Клековкин, работавший в McKinsey в начале 2000-х, считает, что Bain не опоздала. “Работы для консалтеров много. По-прежнему многим нужны реорганизация, разработка стратегии. Много слияний и поглощений, в том числе трансграничных сделок. Надо думать, зачем ты это делаешь, банки – организаторы таких сделок тут не помогут, – рассуждает Клековкин. – Думаю, пока они станут серьезным игроком, пройдет 5–6 лет”.

В российском офисе BCG, открывшемся в 1994 г., работает около 100 человек, а в McKinsey, которая начала работать в 1993 г., – более 100. Связаться с McKinsey не удалось из-за каникул, а представитель BCG не стал комментировать приход Bain & Co.