Хлыст и пряник


С 1 мая 2007 г. на британских скачках без препятствий обязательны мягкие хлысты, менее болезненные для животных. Спрос на них уже невероятно высок. А компания Паттона пока единственная, кто производит хлысты, отвечающие новым требованиям. Эта “случайная” монополия должна сделать 2007 год рекордным для маленькой североирландской компании. Ситуация наглядно демонстрирует, чего можно добиться, когда знаешь рынок, даже если в твоем главном продукте не используются высокие технологии и работать тебе приходится в условиях жесткой экономии. “У нас успешная и прибыльная компания, – говорит Паттон, владелец и управляющий директор Old Mill. – Я советую всем предпринимателям отыскать нишу, хорошо изучить ее и сосредоточиться на ней”.

В юности Паттон участвовал в любительских скачках с препятствиями, а после школы в 1985 г. основал небольшой бизнес шорных изделий. Он, как никто, понимал, что на индустрию скачек со временем будет оказываться все большее давление со стороны защитников животных. А значит, может появиться спрос на хлысты, покрытые пеноматериалами. “После перелома ноги в 1995 г. у меня появилось время как следует обдумать эту мысль”, – вспоминает Паттон.

К концу 90-х идея воплотилась в производство, выпускающее разнообразные модели хлыстов, в том числе амортизирующие. Другой любитель скачек с препятствиями, Джим Махон, которого Паттон называет “пионером использования амортизирующих хлыстов на скачках”, разработал хлыст с воздушной подушкой. Компания Паттона выпускала хлысты Махона по лицензии, а после смерти Махона в 2001 г. Паттон выкупил патент. Бизнесмен подчеркивает важность “защиты разработки” для дальнейших инноваций. Сейчас рассматривается вопрос о выдаче второго патента. Кажется, что снабдить хлыст воздушной подушкой технически несложно. И внешне хлысты Паттона под названием ProCush выглядят вполне традиционно. Но, объясняет предприниматель, весь фокус в том, чтобы не дать подушке вращаться. Для этого требуется запатентованный метод заливки материала в форму.

Годовой оборот компании Old Mill Whips до сих пор не превышает 300 000 фунтов стерлингов ($600 000, 441 000 евро) по сравнению с более чем 1 млн фунтов стерлингов шорного бизнеса, компания производит в неделю 2000 хлыстов. “Мы автоматизировали предприятие, насколько возможно”, – говорит Паттон, объясняя, как ему удается поддерживать конкурентоспособность на рынке, уязвимом перед атаками иностранных конкурентов с более дешевыми товарами.

Учитывая, что в Великобритании всего несколько сотен профессиональных жокеев, каждому из которых требуется в год три-четыре хлыста стоимостью около 40 фунтов стерлингов за штуку, возникает вопрос, стоит ли этот рынок затрачиваемых усилий? Однако забота о животных принимает международные масштабы. Хлысты компании Old Mill Whips уже продаются в Индии и США, и Паттон говорит, что ведет переговоры с Австралией и Южной Африкой. Задача на ближайшие полгода – обеспечить плавное продвижение продукта в Великобритании. Если все пройдет хорошо, дальнейшему расширению международного рынка гарантирован скачок. (FT, 2.05.2007, Ирина Окунькова)