Шанс для конкурентов


Некоторые владельцы московских городских телефонов в прошлую пятницу не смогли дозвониться по межгороду. Проживающий в Северном округе столицы корреспондент “Ведомостей”, попытавшийся позвонить по межгороду через привычную восьмерку, услышал сообщение автоответчика: такая услуга на данном телефонном номере “не разрешена”. Теперь, чтобы позвонить в другой город или страну, после восьмерки необходимо сперва набрать код оператора дальней связи: “Ростелекома”, “Межрегионального транзиттелекома” (МТТ) или Golden Telecom (GT) – и лишь затем код страны (для международного звонка), города и телефонный номер собеседника.

Либерализация рынка дальней связи стартовала в начале 2006 г., но пока не привела к ощутимым результатам. Услугами МТТ, который до начала 2007 г. оставался единственным конкурентом бывшего монополиста “Ростелекома”, в прошлом году воспользовались всего 2,8 млн человек. Из них постоянными клиентами оператора стали 500 000. Одним из сдерживающих факторов для развития МТТ было то, что в большинстве регионов абонент, набравший на телефоне 8, а потом код города и номер абонента, по умолчанию попадал на сеть “Ростелекома”.

Согласно закону “О связи” операторы местной телефонии обязаны предоставлять абонентам возможность выбирать оператора дальней связи, напоминает представитель пресс-службы Мининформсвязи. Выбор абонента может быть либо постоянным (режим pre-select), либо отдельным для каждого звонка (hot-choice). В большинстве регионов действует пока только первый вариант: чтобы заменить “Ростелеком” на другого оператора, необходимо подать письменную заявку на узел оператора местной связи. Так сейчас работают все дочерние операторы “Связьинвеста”, говорит директор департамента внешних коммуникаций холдинга Олег Михайлов, и менять эту схему не собираются (“Ростелеком” – одна из “дочек” “Связьинвеста”). Лишь на Урале и Дальнем Востоке можно подключить hot-choice, подав соответствующую заявку на узел связи, а свободно выбирать оператора дальней связи можно только в Башкирии, Татарии, Якутии и Пскове.

МГТС начала экспериментировать с hot-choice в 2006 г. на Севастопольском телефонном узле, рассказала представитель оператора Екатерина Хаустова. Сейчас этот режим доступен для 500 000 московских абонентов, а до конца года заработает по всей сети. Директор по связям с общественностью МТТ Кирилл Ладыгин говорит, что в режиме hot-choice услугами его компании воспользовались как раз 500 000 москвичей и еще 171 000 выбрали МТТ постоянным оператором. Действия МГТС его радуют. А вот директор по связям с общественностью и инвесторами “Ростелекома” Антон Клименко считает hot-choice неудобным: абоненту при каждом дальнем звонке приходится набирать две лишние цифры.

По его оценке, “Ростелеком” занимает сейчас 60–70% российского рынка дальней связи. Но если hot-choice заработает по всей России, доля “Ростелекома” упадет до 50%, оценивает руководитель аналитического управления “Уралсиба” Константин Чернышев. Его коллега из Dresdner Kleinwort Юлий Матевосов не исключает, что компании “Связьинвеста” со временем могут внедрить hot-choice: ведь усиление конкуренции приведет к росту числа междугородных звонков, а значит, и доходов городских сетей.