В “золотую сотню” – через порт


Пономаренко и Скоробогатько, учредители Русского генерального банка (РГБ), стали собирать акции НМТП в 1994 г. Тогда же акции порта взялась скупать финансовая корпорация “Никойл”. В 2003–2004 гг. корпорация купила “Уралсиб”, а РГБ – Инвестсбербанк. Обе компании взяли названия своих приобретений.

Владельцы “Уралсиба” и Инвестсбербанка стали акционерами НМТП – 33% и 16% соответственно. Равноправие появилось в 2005 г. после непродолжительного корпоративного конфликта. В 90-е гг. акции порта вместе с РГБ скупали еще несколько инвесторов, среди них были депутат Госдумы Сергей Шишкарев, его партнер по портовому бизнесу Михаил Башнин и тогдашний гендиректор порта Владимир Ковбасюк. К 1998 г. они собрали 28% акций, но затем вздумали делить пакет. К 2005 г. Шишкарев и Башнин консолидировали пакеты, получив около 20%, и объединились с “Альфа-Эко”.

В игру вступили “Уралсиб” и Инвестсбербанк. В мае 2005 г. они добились отставки Ковбасюка. Шишкарев и Башнин приняли сторону бывшего гендиректора. Тогда Инвестсбербанк выкупил акции компании Шишкарева “Дело” и довел долю до 34%.

Летом 2006 г. собрание акционеров НМТП одобрило создание холдинга на базе порта. НМТП выкупил пакеты пяти сервисных компаний Цемесской бухты: Новороссийского зернового терминала, “Новорослесэкспорта”, Новороссийского судоремонтного завода, компании “Комбинат “Импортпищепром” и “Флота НМТП”. Приобретавшиеся акции контролировались “Уралсибом” и Инвестсбербанком. Сумма сделки превысила $530 млн. Большая часть средств пошла из кредита Сбербанка в $450 млн, взятого под залог всех пакетов.

После консолидации Инвестсбербанк выкупил пакет НМТП у “Уралсиба”.

В августе 2006 г. Инвестсбербанк был продан венгерскому OTP-Bank за $477 млн, часть пошла на оплату пакета НМТП. Инвестпрограмма вновь созданного портового холдинга составляет почти $700 млн.

Сейчас 63,36% акций НМТП принадлежит родственникам Пономаренко и Скоробогатько. Члены их семей – бенефициары Kadina Limited, держателя 52,9% акций порта, и траста, на счетах которого числится 10,46%, говорится в инвестмеморандуме, копия которого есть у “Ведомостей”.

Пономаренко и Скоробогатько от комментариев отказались. Источник из окружения бизнесменов уточнил, что семьи владеют пакетом на равных.

“Пономаренко и Скоробогатько – друзья по жизни, между ними полное доверие”, – объяснил “Ведомостям” Шишкарев. Прошлые конфликты Шишкарев считает уроком: “Тогда вели себя эмоционально и агрессивно”. Сейчас бывшие партнеры регулярно общаются, например, депутат консультировался с Пономаренко и Скоробогатько по законопроекту “О портах”. Компания Шишкарева “Дело” владеет менее 1% акций НМТП, имеет общие проекты с портом.

НМТП – крупнейший и самый дорогой порт в России, отмечает аналитик банка “Траст” Евгений Шаго. Стоимость дальневосточных портов (Находка, Восточный и проч.) – $100 млн каждый, а их грузооборот – в пределах 5 млн т, добавляет эксперт.

11 мая капитализация НМТП в RTS Board составляла $1,18 млрд, 63,36% стоили свыше $747 млн. За 2006 г. капитализация НМТП выросла вдвое, напоминает Шаго. Майский Forbes назвал Пономаренко и Скоробогатько кандидатами в “золотую сотню”.