Квас помог “Очаково”


Аналитики советуют владельцам компании выходить из бизнеса. “Очаково” традиционно сильно в крупной ПЭТ-упаковке, сейчас этот сегмент атакуют крупнейшие конкуренты. Лучшим вариантом для развития “Очаково” могла бы стать его продажа”, – рассуждает начальник отдела фундаментального анализа ФК “Открытие” Наталья Мильчакова. “На долю независимых пивоваров приходится 14%, “Очаково” – крупнейший среди них. Удручающие показатели лишают их возможности получить премию при продаже от международных компаний”, – сетует аналитик “Уралсиба” Антон Никитин.

Сегодня “Очаково” опубликует финансовые итоги 2006 г. по РСБУ. “Ведомостям” удалось ознакомиться с ключевыми финансовыми показателями компании. Прошлый год оказался для “Очаково” противоречивым: компания увеличила выручку на 12% до 7,1 млрд руб., а чистую прибыль – на 53% до 232 млн руб. Итоги 2005 г. были менее утешительными: выручка упала на 11% до 6,3 млрд руб.

Локомотивом роста оказалось безалкогольное направление – продажи напитков и кваса выросли на 47,7% до 16,8 млн дал. “Стремительный рост обусловлен изменением предпочтений, потребитель переключается на натуральные здоровые продукты. При этом категория новая, и конкуренция в ней слабая. У нас есть преимущество – сильная дистрибуция”, – указывает директор по маркетингу “Очаково” Алексей Фролов. По данным “Бизнес Аналитики”, доля компании на рынке газированных безалкогольных напитков в Москве увеличилась с 7,3% до 8,8%.

По данным компании “Дека” (марка “Никола”), объем рынка кваса в 2006 г. составил 36 млн дал. Потенциал для роста у рынка кваса огромен: в 1992 г. производство составляло 80 млн дал, говорит директор по маркетингу и продажам “Деки” Никита Волков. В этом году он ожидает 50%-ного роста сегмента.

А вот основное для “Очаково” направление – пивное – подкачало. Продажи в этой категории второй год подряд сокращаются: в 2005 г. – на 4,4%, в прошлом – уже на 7,1%. Усугубили показатели высокие темпы роста пивной отрасли: по данным Росстата, производство пива в 2006 г. в России выросло на 9,8% (в 2005 г. на 6,5%). Сокращается доля компании и в денежном выражении: по данным “Бизнес Аналитики”, компания контролировала 5% в 2004 г., 4,3% – в 2005 г., 4% – по итогам 2006 г. “В прошлом году резко выросли тарифы на железнодорожные перевозки. Конкурировать с местными производителями в отдаленных регионах от наших производств [Москва, Краснодар и Пенза] стало сложно. Поставки пива на Дальний Восток вообще вынуждены были остановить”, – указывает Фролов. В конце мая “Очаково” собирается запустить завод в Тюмени, с продукцией которого планирует возобновить продажи на Дальнем Востоке.

Фролов считает, что “Очаково” подвела ставка на массовый сегмент: “Львиная доля продаж приходится на ПЭТ-упаковку, а этот сегмент в прошлом году сокращался”. Теперь компания делает упор на премиальные сорта в стеклянной бутылке – “Столичное” и “Очаково Премиум” и уже по итогам I квартала их продажи выросли на 10%, говорит Фролов. Но и это медленнее, чем для рынка в целом: по данным Росстата, в I квартале 2007 г. рынок вырос на 28%.

Экспертов разочаровали показатели “Очаково”. “В будущем сегмент кваса может привлечь внимание крупных западных компаний – Coca-Cola и Pepsi. Тогда может повториться ситуация пивного рынка, и “Очаково” потеснят иностранцы”, – предупреждает аналитик “Центринвест Груп” Андрей Рожков. По его словам, рентабельность производства кваса по EBITDA составляет 15–27%, а для пива у лидера рынка – “Балтики” – этот показатель находится на уровне 30–32%.