Ликфинбез


До конца года правительство, рассказал на круглом столе в Госдуме замминистра финансов Сергей Сторчак, может одобрить новую федеральную программу, цель которой – ликвидация финансовой безграмотности. Акцент он предложил сделать на работе с людьми старшего возраста и сельским населением: “С большими городами, в частности Москвой, бизнес более или менее справляется, а программа будет направлена на ниши, не заполненные бизнесом”.

За 5–9 лет (начиная с 2008 г.) Минфин готов потратить на финансовое образование населения $100 млн бюджетных денег, взяв $10 млн из них у Всемирного банка. Программа должна повысить и уровень доверия к финансовой системе страны, рекламировал Сторчак эту инициативу финансистам, ведь пока население недооценивает роль долгосрочных финансовых инструментов.

Рассказывать всем обо всем бесполезно, говорит член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев: “Нужно выбрать целевую аудиторию – глупо рассказывать о кредитной карте жителю села, если у него нет денег на ее покупку, а пенсионеру – об ипотеке на 25 лет”.

Большинство россиян хранят деньги под матрасом, знает замдиректора департамента Минфина Андрей Букарев.

Чтобы исправить ситуацию, чиновники собираются разъяснить гражданам, что такое ценные бумаги, ПИФы, какие бывают вклады, как рассчитывать затраты на погашение кредитов. “Граждане набирают потребительские кредиты, но не могут их вернуть – это приводит к разводам, алкоголизму, социальной деградации”, – обеспокоен депутат Анатолий Аксаков.

Особенное внимание, говорит Букарев, предполагается уделить пенсионной реформе. С начала реформы в частные управляющие и НПФ перевели средства лишь 5% работников –2,7 млн человек.

Основным каналом коммуникации с гражданами станет финансовый интернет-портал. Социальную рекламу – бюллетени, плакаты, брошюры – планируется распространять в офисах банков, почтовых отделениях и даже в развлекательных заведениях.

Минфин планирует и создать институт экономических консультантов, которые помогут гражданам планировать личный бюджет. Платными или нет будут эти услуги, пока не решено, говорит Букарев.

Аксаков надеется на каждый рубль образовательных госзатрат привлечь в 2–3 раза больше средств от бизнеса.

В Великобритании на финансовое образование населения бюджет расходует около $20 млн в год. В США есть фонды развития финансовой грамотности. Например, Аризонский фонд за 2006 г. собрал $882 400 и направил деньги в школы на благотворительные образовательные программы.

Финансисты предпочитают обучать грамоте не крестьян и стариков, а молодежь. Куратор проекта некоммерческого партнерства “Мой выбор” Сергей Бухаров предложил сделать “Управление личными финансами” частью школьной программы. Замдиректора департамента Минобразования Нелли Розина, впрочем, полагает, что школьники и так перегружены, да и в большинстве школ, особенно сельских, нет готовых преподавать этот предмет учителей.

Ситибанк в 2007 г. потратит на социальные программы, в том числе образовательные, $400 000, в 2008 г. планируется удвоить эту сумму, обещает вице-президент Наталья Николаева. В рекламе “Не верь глазам своим” говорится, как кредит банка Х, выданный под 19% годовых, превращается с учетом комиссий в кредит с 57%-ной ставкой. Это лишь один из множества способов честного отъема денег у населения, предупреждает Ситибанк.

“Виза СЕМЕА” разработала рекламную акцию, которая расскажет о выгоде использования кредиток. “Мы готовы размещать эту информацию даже без использования нашего логотипа”, – говорит старший вице-президент Лу Наумовский.

“Уралсиб” проводит “дни открытой ипотеки”, выпустил брошюру “Финансы – это просто”, рассказал старший вице-президент банка Владимир Демченко.

Нынешние образовательные программы финучреждений в основном их собственный маркетинг, отмечает Анна Зеленцова из фонда “Международный форум лидеров бизнеса принца Уэльского”, который аккумулирует, в частности, средства российских банков на программу ликвидации финансовой неграмотности. Банки выделят $100 000 на создание портала, где будут давать советы, например, как рассчитать кредит и выбрать инвестиционную программу.

Участие в ликвидации безграмотности для большинства компаний будет интересно – есть возможность опосредованной рекламы услуг, говорит Александр Овчинников, управляющий директор “Алемара”.