Резервы для аукционов


За последние два месяца участники аукционов потратили $31,5 млрд. Для финансирования этих трат “Роснефть” привлекла около $24 млрд, “Газпром” – $6,3 млрд, говорит Федоров. Внешторгбанк разместил акций на $8,2 млрд, из них 65% – на Лондонской бирже.

За неделю, закончившуюся 11 мая, золотовалютные резервы (ЗВР) выросли на $14,2 млрд, сообщил Центробанк, – до $386,3 млрд. Предыдущий рекорд – $10,9 млрд – был зафиксирован в марте (см. таблицу). С начала года резервы увеличились уже на $83,3 млрд.

Динамика курсов доллар/евро и цены золота, по расчетам экономиста Goldman Sachs Анны Задорновой, добавила на прошлой неделе к резервам $0,9 млрд. Остальная часть “ошеломляющего прироста” – средства, вырученные в ходе недавних IPO госбанками и привлеченные госкомпаниями для участия в аукционах, на которых распродавались активы ЮКОСа, отмечает Задорнова. Основной источник роста резервов – займы госкомпаний, согласен Егор Федоров из Банка Москвы.

Рост резервов резко ускорился с начала марта, за это время они прибавили $71 млрд. Приток частного капитала (этот показатель учитывает и госкомпании), по оценке Задорновой, дал $54 млрд из этой суммы.

Результат – чудовищный рост ликвидности, отмечает Федоров. Остатки на корсчетах и депозитах банков в ЦБ выросли почти втрое, до 1,5 трлн руб.

Это большая проблема для Центробанка. Покупая валюту, он вынужден печатать рубли. Денежная масса растет быстрее, чем в 2006 г. В последние дни министр финансов Алексей Кудрин предупреждал, что инфляция в таких условиях может перестать замедляться.

Пытаясь стерилизовать приток валюты, ЦБ увеличил выпуск краткосрочных облигаций, повысил резервные требования к банкам и ставки депозитов. Но злоупотреблять этими мерами ЦБ не может, отмечает Задорнова, иначе они сами вызовут спекулятивный приток валюты. “Все инвесторы стремятся попасть на наш рынок”, – говорит президент ММВА Алексей Мамонтов.

Борясь с инфляцией, ЦБ придется плавно укреплять курс рубля, полагает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Но резервы не будут и дальше расти так быстро. Артем Рощин из банка “Альба Альянс” считает, что к концу года они достигнут $425–450 млрд. Александр Панасенко из Металлинвестбанка ожидает на конец года $420 млрд: резервы будут расти на $1–2 млрд в неделю.