Скупку закончил


“Базовый элемент” к середине мая увеличил долю в Hochtief до 9,99%: аффилированная с ним Rasperia Trading Ltd купила на свободном рынке около 6,99% акций Hochtief, сообщил “Ведомостям” руководитель сектора строительства и стройматериалов “Базэла” Дуглас Ланд, но во что обошлась покупка, не признался.

По словам Ланда, компания уведомила регулирующие органы ФРГ сначала о покупке 3% акций, затем и остального пакета и все это время процесс скупки акций продолжался.

Интересы “Базэла” в сделке представляли Commerzbank и Goldman Sachs. Ланд уверяет, что у “Базэла” пока нет планов увеличивать пакет в Hochtief и вводить представителей в органы управления.

К началу мая структуры Дерипаски купили 3% акций Hochtief на свободном рынке, это могло стоить Дерипаске примерно 160 млн евро ($217 млн). Если исходить из котировок начала мая, 6,99% Hochtief могло обойтись “Базэлу” в 390 млн евро ($530 млн). В пятницу весь пакет Дерипаски стоил уже 620 млн евро.

Дерипаска пытался стать самым крупным акционером Hochtief, вел переговоры о покупке 25,08% у мюнхенской инвесткомпании Custodia Holding, но пакет за 1,26 млрд евро в конце марта купил испанский застройщик Actividades de Construccion y Servicios (ACS).

“Партнерство с Hochtief, общепризнанным специалистом в области строительства и управления объектами инфраструктуры, прежде всего аэропортами, позволит “Базовому элементу” максимально использовать самый передовой международный опыт для развития транспортной инфраструктуры в России”, – говорит гендиректор “Базэла” Гульжан Молдажанова. Ланд считает, что этот сектор будет самым высокодоходным в ближайшее время.

Член совета директоров Mirax Group Дмитрий Луценко ожидает бума в строительстве транспортной инфраструктуры, и с этими приобретениями Дерипаска станет номер один в секторе.

Гендиректор ЗАО “Штрабаг” Александр Ортенберг считает, что в России не так много качественных строительных компаний, способных вести сложные объекты.

По данным Ernst & Young, по федеральной программе “Модернизация транспортной системы России” инвестиции в транспортную инфраструктуру в 2006–2010 гг. оцениваются в $264 млрд. “Мы надеемся участвовать в этих проектах”, – говорит Ланд.

В конце апреля Дерипаска за 1,2 млрд евро купил 30% крупной европейской строительной компании Strabag – как он заявил, “безусловного лидера в Европе в области строительства дорог и тоннелей”. Сейчас Дерипаска ведет переговоры о приобретении половины самого крупного российского транспортного строителя – группы компаний “Трансстрой”.

“Дерипаска везде хочет быть первым, неудивительно, что он решил играть по-крупному в отрасли, в которую вступил два года назад”, – говорит Ортенберг и добавляет, что сильная сторона Hochtief – эксплуатация аэропортов.

В холдинг Дерипаски “Аэропорты Юга” входят аэропорты Краснодара, Анапы, Сочи, Геленджика, “Авиационные линии Кубани” и др.

У Hochtief в России пока всего три проекта: реконструкция аэропорта “Шереметьево”, строительство железнодорожной станции в “Шереметьево-2” и стадиона “Спартак”. Христиан Герхардус, официальный представитель Hochtief AG, сообщил “Ведомостям”, что компания “начала диалог с “Базэлом” о сотрудничестве в России”. По словам Ланда, с компанией подписано соглашение о кооперации по ведению бизнеса в России, но формы взаимодействия будут зависеть от конкретного проекта.

Пока у партнеров нет общих проектов.

Ортенберг не исключает, что основная идея, с которой Дерипаска инвестировал в строительные компании, – капитализировать пакеты и продать их лет через пять: “Наличие проектов в России увеличивает их стоимость”.

Потенциально этот пакет дает возможность компании заработать в последующем, соглашается близкий к “Базэлу” источник.