ВЕКТОР


Климат-контроль

На компанию пожаловались московская “дочка” “Мегафона” – “Соник Дуо” и несколько региональных сотовых операторов – в частности, СМАРТС, “Башселл” и Tele2.

“Газпром” всегда стремился максимум своего газа направлять на экспорт в Европу – от этих потоков он получает самый высокий доход. К 2011 г. тарифы на продажу газа в России вырастут настолько, что доходность внутренних продаж сравняется с экспортными, обещало в прошлом году правительство, но пока разница – в разы.

В этом году карты “Газпрому” спутала погода. Пока об итогах I квартала отчиталась только головная компания концерна: поставки газа в Европу снизились на 16,7% (или на 10 млрд куб. м), что не компенсировал даже 19,5%-ный рост продаж в СНГ. Выручка “Газпрома” по РСБУ оказалась на 3,5% ниже прошлогодней, а чистая прибыль упала на 43% (до 65 млрд руб.).

В I квартале 2006 г. все было ровно наоборот: из-за аномально холодной зимы прибыль “Газпрома” почти в 2,5 раза превысила уровень января – марта 2005 г., поставки в Европу тогда выросли на 56%.

Но на начало новой зимы, которое попадет в отчет за 2007 г., “Газпром” таких надежд не возлагает. Монополия снизила годовой план экспорта в дальнее зарубежье на те же потерянные в I квартале 10 млрд куб. м газа – с 157,8 млрд куб. м до 147 млрд куб. м, передал в пятницу “Интерфакс”. В 2006 г. эти 10 млрд куб. м газа могли принести ему свыше $2,5 млрд дополнительной выручки.

Катаклизмы могут быть и на руку “Газпрому”. Он платит дивиденды именно из чистой прибыли по РСБУ. А значит, в его доходности чиновники заинтересованы прежде всего. Так что, возможно, они сделают какие-то послабления, например не станут повышать НДПИ для газовых компаний с 2008 г., чего так не хочет “Газпром”. Тем более что пока, по словам нескольких профильных чиновников, Минфин даже не приготовил окончательных расчетов для этого повышения.

Проявили слабость

Экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) осудил “Вымпелком” за “практику обзвона абонентов конкурентов” для продвижения собственных услуг. Семью голосами против двух члены совета проголосовали за то, чтобы считать такие действия недобросовестной конкуренцией.

Никаких предписаний экспертный совет не выдает, “Вымпелком” отделался лишь общественным порицанием.

Предлагая sim-карты клиентам других операторов, “Вымпелком” поступает цинично и некорректно, нарушая принципы честной конкуренции, поскольку посягает на абонентов, привлечение которых стоит недешево, объяснил на заседании представлявший интересы “Соник Дуо” адвокат Семен Мельников.

Представители “Вымпелкома” так не считают, но решение совета обещают проанализировать. Обзванивал “Вымпелком” и абонентов МТС, а та предпринимала ответные действия. Недовольны были обе компании, но ни одна не сочла нужным жаловаться ни в ФАС, ни в прокуратуру, куда обращалась, например, СМАРТС. Нервная реакция региональных компаний объяснима: абонентов у них в десятки раз меньше, чем у каждого из членов “большой тройки”, а их преданность оператору не всегда высока. А вот обращение в экспертный совет ФАС “Мегафона”, обслуживавшего в конце апреля 31,5 млн абонентов, озадачивает. Возможно, это собственная инициатива его московской “дочки”: в Москве “Мегафон” по-прежнему значительно отстает от МТС и “Вымпелкома” (по данным ACM-Consulting, в конце апреля “Мегафон” обслуживал 19,4% столичных абонентов, МТС – 42,2%, а “Вымпелком” – 37,7%).