НА КОНТИНЕНТАХ: К теплу на пенсию


В поисках страны, где можно было бы поселиться после ухода на пенсию, Гарольд и Мэри Ричардсы обшарили весь мир. Они даже думали поселиться в таких малопопулярных местах, как Хорватия или Болгария, а для начала попробовали пожить в Южной Африке и Испании. В конце концов по долгом размышлении Ричардсы остановили свой выбор на маленьком острове Пхукет у западного побережья Таиланда. Этот остров прославился тем, что жизнь на нем течет тихо и безмятежно, почти круглый год стоит солнечная погода, а местное население отличается дружелюбием и приятным обхождением с иностранцами. Дополнительным – но немаловажным – фактором, повлиявшим на их выбор, стали и цены на местную недвижимость. Приблизительно за $500 000 они сумели приобрести роскошную виллу на четыре спальни с бассейном, садом и небольшим двориком. Ричардсы полагают, что в Европе за такой дом им пришлось бы отдать минимум вдвое больше. “Это же дворец! – восклицает Гарольд, обозревая свой новый дом. – Чего еще желать?!”

Азия пригреет стариков

История Ричардсов весьма показательна. Все больше иностранцев, уйдя на пенсию или в отставку, приезжают в Юго-Восточную Азию. Кто-то услышал о таком варианте от знакомых, кого-то привлекают льготы, которые предоставляют местные правительства приезжающим сюда иностранцам-пенсионерам, а кого-то – относительно невысокая цена жизни, недвижимости и медицинского обслуживания.

“Во всем мире пенсионеры, которые решают, где поселиться после выхода на пенсию, обращают особое внимание на относительную стоимость и качество жизни, – объясняет Су Йен Вон, управляющий директор сингапурской Mercer Human Resource Consulting. – В этом отношении почти весь регион Юго-Восточной Азии пользуется неплохой репутацией”.

По результатам исследования о стоимости жизни, которое провела компания Mercer в 2006 г., из 144 городов Куала-Лумпур (столица Малайзии) занял 114-е место, Бангкок – 127-е, Манила – 141-е. Для сравнения: 1-е место по дороговизне жизни занимает Москва, а за ней следуют Сеул, Токио и Гонконг. Лондон и Нью-Йорк тоже вошли в десятку самых дорогих городов мира, Сидней расположился на 19-й строчке, Мадрид – на 53-й, Мехико – на 103-й позиции.

Хотя в целом количество пенсионеров-иностранцев, переехавших в Юго-Восточную Азию, невелико, ряды этих “переселенцев” быстро растут. Скажем, такая страна, как Малайзия, начала выдавать специальные визы для пенсионеров с 1996 г. К 1998 г. визу этого типа получили менее полусотни человек. А вот к 2001 г. число таковых перевалило за 800, а в 2006 г. составило уже 8700 человек, и это не считая членов их семей. В рамках программы “Малайзия – второй дом” правительство этой страны рассчитывает в ближайшие три года выдавать по 3000–3500 виз для пенсионеров в год, рассказывает замминистра Малайзии по туризму Дональд Лим.

В Таиланде подобной правительственной программы нет, но число виз, выдаваемых пенсионерам-иностранцам, тоже неуклонно растет. В 2005 г., по данным властей, их получило около 1500 человек. Итоговой статистики по 2006 г. еще нет, но ожидается, что их число увеличится.

А вот на Филиппинах к привлечению иностранцев-пенсионеров отнеслись как к одной из приоритетных задач государственного значения. За 2006 г. количество получивших визу пенсионеров увеличилось на 1273 человека. Это в два раза больше числа таких виз, выданных в 2005 г. Всего же к концу 2006 г. общее число до сих пор действительных виз для пенсионеров, выданных филиппинским правительством, составило 5183.

“Мы рассчитываем, что к 2015 г. у нас будет жить 1 млн иностранцев-пенсионеров, – говорит Эрнесто Ордонец, президент корпорации Philippine Retirement, некоммерческой организации, призванной развивать контакты между частными компаниями и правительственной Philippine Retirement Authority, которая, собственно, и выдает визы пенсионерам. – Если бы мы сумели привлечь к себе даже менее 1% от общего числа пенсионеров во всем мире, это стало бы мощным фактором роста для нашей экономики”. По словам Ордонеца, каждый приезжающий в эту страну пенсионер-иностранец создает четыре рабочих места в сфере обслуживания: водители, горничные, повара, медсестры, парикмахеры и т. д. Если каждый пенсионер в среднем тратит по $1000 в месяц, то доход экономики составит $1 млрд, а число рабочих мест вырастет на 4 млн. Кроме того, такая стратегия отчасти призвана удержать в стране высококвалифицированных специалистов – в первую очередь врачей и средний медперсонал.

Заслуженный отдых

Планы правительств стран Юго-Восточной Азии привлечь по возможности больше пенсионеров-иностранцев вполне реалистичны. Тем более что и число самих пенсионеров в мире неуклонно растет. По данным калифорнийского аналитического Healthcare Coalition Institute, в 2006 г. население пенсионного возраста (от 60 лет и старше) в США, Европе, Японии, Южной Корее, на Тайване и в континентальном Китае составило 326,6 млн. К 2015 г., по прогнозам этого института, эта цифра вырастет до 425,6 млн человек. В одной только Японии в ближайшие три года 60 лет исполнится почти 7 млн человек, которые по достижении этого возраста уйдут на пенсию.

Конечно, сам по себе уход на пенсию для разных людей означает разное. К категории пенсионеров относятся и одинокие люди, которым за 60, и пары в возрасте около 50, чьи дети еще не окончили школу. Кто-то хочет прочно осесть на новом месте, а кто-то не собирается лишаться удовольствия путешествовать.

Вот, например, 58-летний бизнесмен из Гонконга Джон Там. У него уже есть тайская виза для пенсионеров. Тем не менее Там решил, что в Таиланде будет жить три, от силы четыре месяца в году. 2,5 года назад Там купил виллу на острове Пхукет. С одной стороны, таким образом он рассчитывал удачно вложить деньги, с другой – купить жилье, где будет жить, уйдя на пенсию. Сейчас Там и его жена Магдалина, которая моложе его на два года, несколько месяцев живут на Пхукете, а в остальное время переезжают из одного города в другой, где у них тоже есть дома: в Шанхае они живут, так как им нравится, что жизнь в нем бьет ключом, в Пекине и Вухане – так как это древние города с богатой историей, в Бангкоке им нравятся люди и кухня, не говоря уже о Гонконге, с которым у них связана значительная часть жизни.

“Я собираюсь жить в разных местах”, – говорит Там, который решил, что, как только ему исполнится 60, он окончательно оставит свою компанию по торговле запчастями к электронике. Там не рассказывает, за какую сумму ему удалось приобрести дом на Пхукете, однако, по свидетельству местного риэлтора, в последние пять лет цены на недвижимость росли здесь по 30% в год и сейчас вилла Тама стоит примерно $2 млн.

Другая пара – Билли и Марита Томсон недавно купили себе кондоминиум на Филиппинах, в район Сьюбик-Бэй, где раньше располагалась база ВМФ США. Билли и Марита познакомились в 1960-е гг., когда Билли, которому сейчас уже исполнилось 60 лет, служил в морской пехоте. Последние 30 лет Томсоны прожили на Аляске, и Билли совершенно не намерен отказываться от своего любимого увлечения – ловли семги. Поэтому эта семейная пара планирует проводить полгода на Аляске, а вторую половину – на Филиппинах, где тепло, где Билли может много плавать и нырять с маской, а Марита имеет возможность общаться с родственниками.

Пенсионная репатриация

Правительство Филиппин прилагает усилия, чтобы в страну возвращались и пенсионеры-филиппинцы, которые в свое время уехали работать за границу. Пепито и Фина Рагини, которым сейчас 63 и 62 года, выросли на Филиппинах, но потом уехали в США, где она работала медицинской сестрой, а он служил в ВМФ. Два года назад они купили таун-хаус на две спальни в комплексе Subic Holiday Villas. Теперь они отправляются туда два раза в год на 2–3 месяца, а остальное время живут на своей просторной вилле в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния.

“Минимум 50% кондоминиумов мы продаем филиппинцам, которые живут в США”, – рассказывает Джон Рейна, помощник вице-президента в проекте строительства жилого и развлекательного комплекса, который строит корпорация Robinsons Land. Девелоперы Subic Holiday Villas – компания Starland Properties – утверждают, что среди их покупателей 80% – американцы филиппинского происхождения, которые живут на две страны.

Впрочем, есть и другая категория пенсионеров, которые принимают более радикальные решения. Ли Хен Сека из Сеула доктор посоветовал не жить в загазованной столице Южной Кореи, так как у него больны легкие. Поэтому Ли, которому исполнилось только 50 лет, ушел в отставку из компании по экспорту женской одежды, подал заявление на предоставление ему малайзийской пенсионной визы и в сентябре прошлого года со всей семьей перебрался в Куала-Лумпур. На новом месте его ожидал еще один приятный сюрприз: в столице Малайзии он смог отдать своего 10-летнего сына в американскую школу. “В Сеуле международных школ раз-два и обчелся”, – говорит он.

Для 65-летнего Киоси Сирайва и его жены Йоко, которой 59 лет, переезд в Малайзию связан с их общим увлечением – гольфом. За годовое членство в престижном гольф-клубе Kelab Golf Perkhidmatan Awam, расположенном за городом и всего в 10 минутах езды от их кондоминиума в Куала-Лумпуре, они платят по $425. По их словам, в Токио за членство в клубе такого уровня им пришлось бы платить раз в 10 дороже и находился бы он не в 10 минутах, а в полутора часах езды от дома.

Да и за жилье они платят относительно недорого. Чета Сирайва снимает кондоминиум, где есть бассейн, теннисные корты и тренажерный зал, за $575 в месяц. За такое жилье в Токио им пришлось бы платить более $1700. С другой стороны, в Куала-Лумпуре большое число магазинов, ресторанов и других заведений, рассчитанных на любителей японского стиля жизни. “Здесь как в маленьком Токио”, – говорит Йоко Сирайва.

Джек Саймон, тренер по плаванию из Флориды, который тоже ушел на заслуженный отдых, решил, что поселится на острове Пенанг, расположенном у северо-западного побережья Малайзии. Саймону 68 лет, он холостяк, свободно говорит по-испански и еще несколько лет назад рассчитывал поселиться ближе к дому – где-нибудь в Эквадоре, Мексике, Уругвае или Чили. Однако, оказавшись в Малайзии на конференции и по пути заехав на Пенанг, влюбился в этот остров. Его покорили местная кухня, доброжелательное население, приятный климат и – низкие цены. Этот остров “невероятно недорогой”, рассказывает Саймон. При этом, добавляет он, сам он живет главным образом на пенсию, которую получает от Службы социального обеспечения США. За $350 в месяц он снимает кондоминиум с двумя спальнями и двумя ванными комнатами с видом на море. Раз в неделю у него убирает горничная, а сам он часто играет с друзьями в гольф и 4–5 раз в неделю ужинает в ресторанах. Тем не менее в месяц Саймон тратит в общей сложности порядка $1500. По его словам, во Флориде он никогда не смог бы жить так широко на такие небольшие деньги.

Конечно, наряду с преимуществами жизни в Юго-Восточной Азии есть там и свои сложности – особенно для тех, кто достиг пенсионного возраста. Например, иностранцу будет трудно адаптироваться в новой обстановке, если он не знает английского, если не водит машину. Трудно уезжать от родственников и друзей. Приходится привыкать к местному климату – к высокой влажности, сильной жаре и отсутствию привычных времен года.

И тем не менее те, кто остается, считают, что приняли верное решение. Перебравшись в свой новый дом в ноябре 2006 г., Гарольд и Мэри Ричардсы, которым тоже приходится адаптироваться к новому образу жизни, тем не менее не раскаиваются, что поселились на Пхукете. “Пожалуй, это идеальное место, в котором можно провести остаток жизни, – говорит 81-летний Гарольд. – Мы решили, что станем жить здесь, и ничуть об этом не жалеем”. (WSJ, Екатерина Кудашкина)