ОРИЕНТИРЫ: Ярмарка миссионеров


От ее разработчиков требуется оценить состояние мегаполиса, выявить его основные проблемы и предложить пути их решения. Или хотя бы сформулировать основные направления борьбы. Автомобильные пробки, ухудшающаяся экология, наплыв неквалифицированных мигрантов, перекос в демографической ситуации, т. е. старение столичного населения из-за снижения рождаемости, продолжающееся расслоение москвичей по уровню доходов – все это так называемые “ограничители развития города”. Одна из основных задач – снятие этих ограничений и повышение качества жизни в мегаполисе, число обитателей которого, по некоторым прогнозам, к 2025 г. может превысить 20 млн человек.

В середине апреля московское правительство провело круглый стол, который по замыслу организаторов должен был положить начало обсуждению проблемы. На деле он превратился в некую ярмарку претендентов, участвующих в конкурсе на лучшую стратегию. Среди “конкурсантов” были замечены НИиПИ Генплана Москвы, Российская академия наук, МГУ им. Ломоносова и даже такие экзотические организации, как Международная академия исследований будущего и Институт развития информационного общества. Самопрезентации, пардон, доклады пожилых ученых мужей, равнодушной аудиторию не оставляли: да, иногда она скучала, но порой напрягалась, пытаясь понять, что же имел в виду выступавший, а иногда была шокирована особо революционными предложениями.

Старая российская проблема “дураки и дороги” на современный лад зазвучала так: “перенаселенность города, наплыв мигрантов и транспортные пробки”. Соответственно, почти любой “конкурсант” счел своим долгом предложить свое видение того, как с этой проблемой бороться. Один 80-летний академик, например, начав с пропаганды идеи изменения транспортных потоков путем освобождения центра города от градообразующих объектов, затем предложил радикальное решение – обязать пенсионеров добровольно переселиться в удаленные от Москвы санаторно-курортные зоны. Другой заявил, что административное руководство столицей надо отдать на аутсорсинг. Если учесть, что большинство столичных градоначальников или уже достигло пенсионного возраста, или вплотную к нему приблизилось, то воплощение этих идей может дать интересный эффект.

Также столицу необходимо избавлять от неэффективно работающих предприятий. Чтобы закрыть такое предприятие, достаточно, в принципе, одного критерия: сотрудники пьют чай на рабочем месте. Мигрантов стоит привлекать только для выполнения строго определенной работы по кратко- и среднесрочным контрактам. По выполнении ее – всех высылать обратно туда, откуда приехали.

“Плохих” мигрантов честил чуть ли не каждый докладчик. Тема “понаехали тут” с вариациями рефреном проходила у выступавших, должности и регалии которых автоматически причисляли их к высокообразованным людям. Ректоры и академики сокрушались, что этнические малообразованные группы снижают общий образовательный потенциал столицы. Более того, неквалифицированные мигранты, приезжая в Москву на непрестижную работу, выполняют ее 10, максимум 15 лет, потом ассимилируются и больше не хотят ею заниматься. Cтолице, которой необходимо, чтобы в ней убирали мусор и месили раствор на стройках, приходится мириться с новыми потоками таких же необразованных приезжих. Правда, проблему мусора частично можно решить, запретив содержание собак.

“Столица не должна быть городом контрастов!” – крик души одного из выступавших нашел отклик в сердцах собравшихся. По данным НИиПИ Генплана, сейчас коэффициент соотношения между самыми бедными и самыми богатыми жителями мегаполиса составляет 43,7 – это в несколько раз больше, чем, например, в Лондоне или Париже (там он меньше 10). Победить эту проблему поможет социальное партнерство или гармонизация населения. Правда, не ясно, как ее достичь. Один академик призвал собравшихся к полету: “Любая стратегия – это отрыв от земли, как полет Маргариты над ночной Москвой, когда она стала свободной”. Юрий Росляк иронично заметил: “Надо знать, куда лететь”. “Надо определить основные аспекты стратегической миссии, чтобы наш полет не был таким же хаотичным, как у Маргариты. Стратегия должна быть не плоской, а многоуровневой, субъекты Москвы (надо полагать, в первую очередь маститые ученые. – “Ведомости”) должны участвовать в ее создании”, – парировал академик.

Итог дискуссии еще в ее разгаре был подведен представительницей бизнес-среды. Разработчик моделей управления социометрическими объектами категорично заявила, что “подобное обсуждение неэффективно и результата не принесет”. Москве не нужны манифесты, нам надо увидеть будущий образ города в цифрах и людях, т. е. нарисовать его транспарентную модель, предложила консультант и посочувствовала чиновникам: “Они сейчас беззащитны, так как не обеспечены информационной инфраструктурой принятия решений, и поэтому обязаны брать ответственность на себя”.

Этот пламенный призыв приобрел иное звучание, когда выступавшая объявила, что возглавляемая ею компания готова облегчить нелегкую долю администраций и обеспечивать власти всех уровней необходимой информацией. Доклад выступавшего за ней энергетика из “Теплоэнергосистемы” был так же конкретен и деловит: напугав повторением энергетического кризиса в Москве, он выступил с предложением снять ограничения на выдачу техусловий на подключение к сетям, повысив таким образом инвестиционную привлекательность отрасли.

В мировой истории не было случая, чтобы плановая стратегия реализовалась в первоначальном виде и в намеченные сроки, откровенно признался один из докладчиков, историк по специальности. Похоже, Москва опять наступит на те же грабли и со стратегией ее развития произойдет обычная для нас история: хотели, как лучше, а получится, как всегда.