ВЕКТОР


Крупнейший налогоплательщик

Вряд ли “Менатеп”, получивший осенью 1995 г. право на участие в аукционе на 45% акций государственного ЮКОСа и в инвестконкурсе на 33%, мог предполагать, что спустя годы сделка обойдется ЮКОСу в $8 млрд налогов. 12 лет назад иностранные и российские претенденты на ЮКОС были дисквалифицированы, а “Менатеп” стал владельцем 78% акций ЮКОСа за $309 млн. Это была очень выгодная инвестиция: доход от продажи имущества ЮКОСа сегодня превысил 824 млрд руб. ($31,9 млрд). А после расчетов с кредиторами, попавшими в реестр, банкроту предстоит заплатить текущие налоги, конкурсный управляющий Эдуард Ребгун оценил их в $8 млрд. Сумма налоговых претензий к ЮКОСу – 429,3 млрд руб. ($16,5 млрд) – может составить фантастические $24 млрд.

Старье берем

“ТагАЗ” устал ждать от Hyundai машинокомплектов Accent и Sonata и, как выяснилось вчера, подал в Минэкономразвития заявку на получение таможенных льгот для сборки, причем новых для себя моделей. “ТагАЗ” остается верен партнеру – Hyundai, который, по мнению гендиректора завода Геннадия Ряднова, оптимально соответствует требованиям рынка. “ТагАЗ” подал заявку на сборку легкового автомобиля класса C-D и легкого паркетного внедорожника класса SUV. Речь идет о старой Elantra и внедорожнике Tucson, уверены дилеры.

Hyundai не доверил бы “ТагАЗу”, заводу с российскими учредителями, собирать новинки, говорят эксперты. Сам Hyundai хочет строить завод в России и ведет переговоры с Минэкономразвития. Если корейский концерн решится на строительство, он будет собирать новую версию той же Elantra и Getz.

Бездонный российский рынок не боится устаревших моделей. Снятый с производства в Корее Accent (от $11 300) несколько лет подряд был самой продаваемой иномаркой в России. “Автотор” снял с конвейера последние Kia Sportage только в этом году. Да и та версия Santa Fe, которую “ТагАЗ” начал собирать, перестала продаваться в мире в 2005 г.

Заработок на удобстве

Крупнейшая российская поисковая система “Яндекс” заключила соглашение с компанией SUP Fabrik, принадлежащей Александру Мамуту и Эндрю Полсону и владеющей лицензией на русскоязычный сегмент популярной системы блогов LiveJournal (“Живой журнал”, ЖЖ). Со вчерашнего дня на главной странице LiveJournal.ru установлен поисковик “Яндекса”, позволяющий находить как блоги ЖЖ, так и любые другие веб-страницы. В результатах поиска транслируется реклама “Яндекс.Директа”, доходы от размещения которой “Суп” и “Яндекс” делят между собой. Соглашение действует как минимум до того момента, как LiveJournal.ru заработает на контекстной рекламе “Яндекс.Директ” первый $1 млн. Запуская проект SUP в октябре 2006 г., Полсон и Мамут не раскрывали, как собираются на нем зарабатывать. Размещение контекстной рекламы – как раз один из способов получить доход. LiveJournal.ru мог бы, конечно, заработать и запустив платные услуги для пользователей, но это наверняка вызвало бы у них раздражение, да и поступления от таких услуг вряд ли были бы большими и стабильными. А российский рынок контекстной рекламы устойчиво растет – в прошлом году, например, он увеличился вдвое до $102 млн (по оценке Mindshare Interaction). Да и интерес рекламодателей к такому популярному сервису, как ЖЖ, должен быть велик: количество его зарегистрированных пользователей приближается к 1 млн человек, а читателей наверняка еще больше. А пользователи ЖЖ могут сказать “Яндексу” только спасибо: до сих пор искать интересующие блоги на этом сервисе было не слишком удобно и приходилось пользоваться внешними поисковиками.