“Мегафон” не делится


Несколько крупных музыкальных издательств, в частности Universal и Sony BMG, прекратили продавать “Мегафону” записи из своих музыкальных каталогов. Об этом “Ведомостям” рассказал начальник департамента “Мегафона” по новым технологиям и проектам Денис Ночевнов. По его словам, правообладатели недовольны схемой, которую российский оператор использует для продажи абонентам услуг Ring Back Tone (RBT, замена гудков вызова в телефонной трубке на мелодию) под брендом Pri:)Call. Абоненты “Мегафона” платят оператору за каждую скачанную мелодию по 30 руб., часть из которых “Мегафон” отдает правообладателю. Каждый последующий месяц, в течение которого абонент использует эту мелодию, оператор взимает с него абонплату за пользование услугой – еще 30 руб., но с правообладателями уже не делится.

Иначе действует другой участник сотовой “большой тройки” – МТС. Эта компания, оказывающая аналогичную услугу “Гудок”, также взимает с абонента ежемесячную плату за используемую мелодию (25,5–64,5 руб.), но каждый раз перечисляет часть этих денег правообладателям. Благодаря этому, говорит пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая, оператору доступны эксклюзивные каталоги крупнейших мейджоров. В ближайшее время услугу RBT запустит и “Вымпелком”, но бизнес-модель еще не выбрана, говорит менеджер по связям с общественностью компании Екатерина Осадчая.

Ни МТС, ни “Мегафон”, ни музыкальные издатели не рассказывают, в какой пропорции они делят доходы от продаж. По сведениям источника, близкого к одному из операторов “большой тройки”, правообладатели получают 30–40% с каждой проданной мелодии.

Бизнес-модель “Мегафона” по продаже услуги RBT устраивает Sony BMG больше, признался “Ведомостям” директор по цифровым продажам компании Леонид Агронов. А принятую в “Мегафоне” схему распределения доходов от этой услуги он считает несправедливой: почти весь доход оператор забирает себе, а правообладатель и артист получают минимум. Представитель Universal Music Russia не стал комментировать ситуацию.

Гендиректор EMI/Gala Records Александр Блинов рассказал, что его компания, узнав о взаимоотношениях “Мегафона” с обладателями прав на музыку, вовсе не стала заключать с оператором договор. “Мы готовы работать с “Мегафоном”, но тогда оператор должен делать отчисления в нашу пользу от той ежемесячной платы, которую все равно берет с абонентов”, – объясняет Блинов. По его сведениям, продавать музыкальный контент “Мегафону” перестали и некоторые крупные российские лейблы, такие как “Первое музыкальное издательство” и Real Records. “Мы приостановили продажу мелодий для RBT всем контент-провайдерам”, – уточняет гендиректор Real Records Андрей Лукинов. По его словам, компания собирается пересматривать все договоры.

Гендиректор контент-провайдера i-Free Кирилл Горыня считает недовольство правообладателей естественным: оператор не вправе забирать себе доход от услуги, которой не было бы вовсе без контента – популярной песни или мелодии.

Правообладатели пытаются продать один и тот же контент несколько раз, а мы считаем это обманом потребителя, не соглашается Ночевнов из “Мегафона”. Тем не менее наличие ежемесячной абонплаты его не смущает – таким образом оператор компенсирует свои издержки, связанные с проигрыванием мелодии. “Мегафон” может недополучить часть доходов, но менять бизнес-модель не станет, считает Ночевнов.

Гендиректор “Первого альтернативного контент-провайдера А1” Кирилл Сафонов говорит, что его компания продолжит поставлять “Мегафону” музыкальные записи, закупленные у менее щепетильных издателей. Отказ от сотрудничества нескольких крупных правообладателей не повлияет на ее бизнес, надеется он.