Поработали на “Пятерочку”


Затраты X5 на зарплату выглядят куда скромнее: 12 членов наблюдательного совета, среди которых председатель совета директоров Альфа-Банка Михаил Фридман и основатели “Пятерочки” Андрей Рогачев и Александр Гирда, получили $1,84 млн, а семеро членов совета директоров – $1,77 млн.

По опционной программе, действовавшей до декабря 2006 г., 13 менеджеров и директоров X5 имели право выкупить 6,1 млн GDR компании (около 3% уставного капитала) по льготной цене 0,25 евро за расписку. Но в ноябре 2006 г. было подписано соглашение, по которому директора отказались от GDR в обмен на денежную компенсацию – по $11 за расписку. В опубликованном вчера годовом отчете компании раскрыты выплаты четверым из них, в сумме – $48 млн. Больше всех – $25,8 млн – получил директор по развитию “Пятерочки” Игорь Видяев. Гендиректору “Пятерочки” Олегу Высоцкому компания выплатила $8,87 млн, члену наблюдательного совета X5 Татьяне Франус – $8,85 млн, а директору по объединению “Пятерочки” и “Перекрестка” Анжелике Ли – $4,46 млн.

Бонусы по итогам года получили четверо менеджеров: главный исполнительный директор Лев Хасис – $3,19 млн, финансовый директор Виталий Подольский – $2 млн, директор по M&A и развитию бизнеса Андрей Гусев – $1,1 млн, а коммерческий директор Павел Мусиал – $800 000.

Выходит, всего на поощрение топ-менеджеров и членов наблюдательного совета X5 потратила $58,9 млн. Это 57% от чистой прибыли, заработанной объединенной компанией в прошлом году ($103 млн), или 1,7% от чистой выручки ($3,551 млрд).

Закрытая в 2006 г. опционная программа была “грабительской” для акционеров, считает аналитик Deutsche UFG Алексей Кривошапко. Заменившая ее единовременная выплата в 2006 г. была “достаточно значительной”, но решение о компенсации бенефициарам старой программы позволило сэкономить для компании “десятки миллионов долларов”, поскольку старая программа была рассчитана на несколько лет и основывалась практически на нулевой стоимости GDR, говорит директор по корпоративным коммуникациям Геннадий Фролов.

Предположив, что акции компании имеют значительный потенциал роста, совет директоров принял решение о денежной выплате, объясняет Виктория Гранкина, аналитик “Тройки Диалог”. Если бы этого не произошло, дальнейшие расходы могли бы быть еще больше, говорит она.

X5 – не первая компания, решившая “отвязать” вознаграждения менеджменту от котировок. Golden Telecom в 2007 г. заменил бонусную программу, предусматривавшую зависимость вознаграждения менеджеров от котировок, на опционную с фиксированной ценой акций. А несколько лет назад это сделало и РАО ЕЭС. В 2003–2004 гг. средневзвешенная цена обыкновенных акций РАО была выше прежних значений в 2–3 раза, в результате несколько членов совета директоров должны были получить рекордные по тем временам суммы – примерно по $1 млн.

X5 в марте объявила о новой опционной программе. Она рассчитана на четыре года. Под нее зарезервировано 10 824 000 GDR (т. е. 4,9% акционерного капитала) и претендовать на участие в программе, как заявлял Подольский, смогут не только топ-менеджеры, но и руководители среднего звена – всего не менее 100 человек. Первый из четырех траншей запланирован на 18 мая 2007 г. (годовщина объединения “Пятерочки” и “Перекрестка”) – и будет обеспечен казначейскими GDR (treasury stock сейчас составляет 3,6 млн GDR), говорит директор по корпоративным коммуникациям Геннадий Фролов. Первый транш менеджеры получат исходя из цены $18 за одну расписку, а цена следующих трех будет определяться как средневзвешенная за 30 дней, предшествующих 18 мая.