$5 млн на стартап


Фонды ABRT и Mangrove Capital Partners собираются инвестировать в российские интернет-стартапы, рассказал “Ведомостям” президент ABRT Ратмир Тимашев. Интересуют их прежде всего социальные сети и электронная коммерция, уточнил он.

“Вместе с нашими коллегами из ABRT мы хотим играть ведущую роль в развитии [российского] технологического предпринимательства”, – комментирует представитель Mangrove Capital Partners Дэвид Вароквир.

Несколько проектов уже выбраны, скоро начнутся переговоры, но названия компаний партнеры не раскрывают – опасаются конкурентов, объясняет Тимашев. Инвестиции пойдут на развитие интернет-проектов, находящихся на стадии стартапа – в них обычно вкладывают от $200 000 до $5 млн, говорит Тимашев. Mangrove, по его словам, в большинстве сделок будет главным инвестором: обычно партнеры покупают в компании 20–40%, при этом четверть пакета получает ABRT, три четверти – Mangrove.

У ABRT уже есть опыт партнерства с Mangrove – в прошлом году они сделали два раунда инвестиций в российскую поисковую систему Quintura. По словам источника, близкого к фондам, по итогам третьего раунда вложения в эту компанию составят $5 млн. А в апреле ABRT объявил о программе инвестиций вместе с американским фондом Скотта Максвелла OpenView Venture Partners. Фонды собираются входить в российские софтверные и интернет-компании, которые выросли из стартапов и динамично развиваются.

Сейчас инвесторов гораздо больше, чем интересных проектов на стадии стартапа, говорит председатель совета директоров ru-Net Holdings (акционера “Яндекса”) Леонид Богуславский. По его мнению, модель “объявить об инвестициях и ждать” – не самая эффективная и более дорогая. По такому объявлению придет множество не самых сильных представителей индустрии, и их будет сложно фильтровать, поясняет он. При выборе проектов куда ценнее рекомендации тех, кто давно работает в индустрии, считает Богуславский.

Перспективных стартапов в Рунете немного, соглашается портфельный управляющий фонда “Финам – Информационные технологии” Алексей Басов: “С начала года через наш инвестиционный комитет прошло 30 таких проектов, и только по трем было принято положительное решение”. По оценкам Басова, в прошлом году объем рынка инвестиций в интернет-стартапы составил $25–30 млн, а в этом году он вырастет в 2,5 раза до $60–75 млн. “Размер инвестиций в сегменте сетевых стартапов – $0,5–1,5 млн за один проект”, – говорит он.

“Инвестировать в социальные сети и e-commerce уже поздно”, – считает владелец сервиса блогов Livinternet Герман Клименко. “На рынке появились рекламные деньги и аудитория, и купить что-то дешево инвестору вряд ли удастся”, – полагает он.