Половой налог


Как подсчитала в выпущенном весной докладе Международная организация труда, сейчас в мире работает больше женщин, чем когда бы то ни было в истории, – 1,2 млрд из 2,9 млрд работников. Но заняты далеко не все. Трудится лишь 52,4% трудоспособных женщин.

Два профессора экономики – Альберто Алесина (Гарвардский университет) и Андреа Икино (Университет Болоньи) составили доклад “Налогообложение по гендерному принципу” и описали в нем способ увеличить женскую долю. Они измерили разницу в готовности работать мужчин и женщин трех стран – Италии, Норвегии и США.

Лучше всех подвержены стимулированию деньгами итальянки: при увеличении зарплаты на 1% они готовы тратить на работу на 0,66% времени больше (итальянцы – лишь на 0,12%). Верно и обратное: снижение зарплаты на 1% побудит итальянцев работать лишь на 0,12% меньше, а итальянок – на 0,66%. Американки при том же росте зарплаты готовы трудиться больше на 0,4% (американцы – на 0,1%). А вот норвежки, готовые в тех же условиях трудиться больше на 0,52%, реагируют на рост зарплаты почти как норвежцы (+0,39%).

У мужчин на рынке труда есть две возможности – работать и не работать, а у женщин еще и третья – вести домашнее хозяйство, говорит ведущий экономист ЦЭФИРа Ирина Денисова. Если женщина сидит дома, хорошее предложение по зарплате может стимулировать ее начать работать. А уже работающий мужчина физически не в силах отдавать работе больше времени, отмечает Денисова. Во всех странах женский труд более эластичен по отношению к зарплате, чем мужской, но эта разница уменьшается по мере вовлечения женщин в рынок труда, говорит она.

В интересах государства повысить желание и возможность женщин работать, уверены Алесина и Икино. Это можно сделать, снизив налог на зарплату работниц и тем самым увеличив ее. Заодно уменьшится дискриминация женщин. Женщины станут более дешевыми работниками для нанимателей, что компенсирует их типичные “недостатки”: частые больничные, необходимость ухода за детьми.

Чтобы привлечь на рынок труда готовых к этому итальянок, налоги необходимо уменьшить на 32% относительно мужского уровня, для американок – на 21%, а для норвежек – всего на 9% относительно налогообложения сильного пола в этих странах.

Взгляды сторонников свободного рынка и социалистов на налоговую политику противоположны, констатируют Алесина и Икино. Но они уверены, что это предложение может быть поддержано и либералами (снижаются налоги), и социалистами (улучшается положение женщин).

В России нужды в аналогичных мерах нет, уверен директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон. Экономическая активность женщин в России и так близка к максимальной: работают 75% трудоспособных женщин. Вдобавок подоходный налог у нас в стране плоский, а ставка низкая (13%).

Подобно европейкам, россиянки меньше, чем мужчины, готовы увеличивать трудовую нагрузку при росте зарплаты, считает Денисова. Понижение налогов на зарплату у нас в стране вряд ли привлечет новых работниц, но может стимулировать женщин, например, предпочесть частичной занятости полную, считает Денисова.

Половая дифференциация налогов поможет женщинам выйти за пределы традиционных профессий (здравоохранение, ЖКХ, образование) и облегчит им стартовые условия для развития собственного бизнеса, считает ведущий специалист Центра гендерных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения Марина Малышева. Снизить налог надо хотя бы в кавказских республиках, ведь в силу культурных особенностей тамошним женщинам сложно продвигаться по карьерной лестнице и заниматься частным предпринимательством.